УЧЁНЫЕ

Урсул Аркадий Дмитриевич (1936-2020)

Отечественные
Один из первых ученых в области глобальных проблем, которые он исследовал в методологическом аспекте, во взаимосвязи общественных, естественных, технических и других наук. Окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе (1959), доктор философских наук (1969), профессор (1971), заслуженный деятель науки РФ (1997), почетный работник высшего профессионального образования (2001), академик Академии наук Молдавии (1984), академик Международной академии астронавтики (1991, Париж), Международной академии наук (Мюнхен, 1994), Международной академии философии (2010), действительный член ряда научно-общественных академий – Российской академии естественных наук (1995), Академии социальных наук (1995), Российской экологической академии (1992), Международной академии информатизации (1992), Международной академии философии (2010), Петровской академии наук и искусств (1997), почетный член Международной академии информационных процессов и технологий (1993), Международного общества «Человек и космос» (1975), основатель и президент Международной академии устойчивого развития (ноосферы) (1991) и почетный президент и основатель Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского (1991). В последние годы жизни являлся директором Центра исследований глобальных процессов и устойчивого развития Российского государственного торгово-экономического университета и профессором факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

С начала 1970-х гг. исследует одну из глобальных проблем – проблему освоения космоса. В ходе методологических поисков выдвинул и обосновал то направление глобальных исследований, которое позже получило наименование космоглобалистики (это наименование им было предложено в начале 1990-х гг.; см.: Глобальные проблемы социального развития (философско-методологические аспекты) / Отв. ред. А.Д. Урсул. Кишинев : Штиинца, 1988). Создал концепцию антропогеокосмизма (социогеокосмизма), согласно которой роль развития космонавтики является приоритетной для решения земных, общепланетарных проблем человечества и формирования единой суперсистемы человечество–Земля–Вселенная, ставшей методологической основой космоглобалистики. В монографии «Человечество, Земля, Вселенная. Философские проблемы космонавтики» (М. : Мысль, 1977), рассматривая вопрос о становлении человечества как целостной цивилизации, которая наиболее эффективно сможет взаимодействовать с природой планеты и космоса, выделил два основных аспекта этого единства (целостности) человечества. Первый аспект связан с системно-историческими, пространственными характеристиками (глобальными и космическими), а второй аспект – с общими закономерностями, которые позволяют говорить об определенном единстве человечества задолго до появления устойчивых связей между ранее автономно развивающимися цивилизациями землян. Учитывая, что проблема формирования целостности человечества составляет суть и историческую «цель» процесса глобализации, речь в данном случае идет о критериях глобальности и об их космических трансформациях.

В монографии «Проблема внеземных цивилизаций. Философско-методологические аспекты» выдвинул и обосновал идею, согласно которой одной из наиболее важных задач проблемы поиска внеземных цивилизаций является содействие развитию наук и земных проблем человечества (прежде всего глобальных), требующих подхода к нашей цивилизации как к системно-целостному прогрессивно развивающемуся объекту (см.: Рубцов В.В., Урсул А.Д. Кишинев : Штиинца. 1984, 2-е изд. 1987).

В монографии «Философия и интегративно-общенаучные процессы» (М. : Наука, 1981) Урсул, по-видимому, впервые употребил термин «глобализация» (С. 204) и обосновал интегративно-общенаучный характер глобальных проблем. Широко известны
работы Урсула по проблеме информации, в которых обосновывается глобально-общенаучный характер этой проблемы (в частности, в плане такого глобального процесса, как информатизация общества и становление глобального информационного общества) и формулируется информационный критерий развития, который используется в глобальных исследованиях.

В монографии «Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации» (М. : Луч, 1993) впервые в отечественной литературе показано, что решение всего комплекса глобальных проблем лежит на пути планетарного перехода к устойчивому развитию, а становление ноосферы как глобального (а в перспективе и планетарно-космического) процесса будет вначале реализовываться через устойчивое развитие. Ноосферогенез он рассматривал с социотехнологической точки зрения как созидание вначале глобального информационного общества с устойчивым развитием (инфоноосферы), затем как становление экологического общества (эконоосферы) в планетарном масштабе, а в отдаленной перспективе – космоноосферы. Были сформулированы также основные принципы нового этапа глобального процесса становления сферы разума (как формирования опережающего ноосферного интеллекта), реализуемой через глобальный процесс устойчивого развития, что положило начало «неклассическому этапу» учения о ноосфере – ноосферологии.

Особое внимание Урсул уделял социоприродным глобальным процессам, в частности их социоэкологическим аспектам, применяя к их исследованию эволюционный и футурологический подходы, акцентируя внимание на особенностях планетарного экоразвития в аспекте перехода к устойчивому будущему. Он является автором концепции агроноосферной революции, которая рассматривается им как принципиально новый глобальный процесс, в перспективе гарантирующий обеспечение продовольственной безопасности цивилизации.

В серии монографических трудов им предложена и развита междисциплинарная концепция глобального социоприродного перехода к устойчивому развитию. Он предложил и разработал концепцию права устойчивого развития как наиболее вероятного варианта перехода от современного международного права к будущему глобальному праву, имеющему принципиально инновационно-опережающий характер. Он впервые предложил и разработал концепцию обеспечения безопасности через устойчивое развитие, которая была положена в основу принятой в 2009 г. «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Изучая проблемы глобального образования, он предложил концепцию и разработал основные принципы образования для устойчивого развития, а также концепцию опережающего образования, тесно связанную как с экологизацией и информатизацией общества, так и с обеспечением безопасности и переходом к ноосфере через устойчивое развитие. Предсказал возможность и необходимость кардинальных трансформаций современного образования, вектор которых направлен от современной индустриальной и постиндустриальной его форм к образованию для устойчивого развития, а в дальнейшем – к ноосферному образованию. Разработал концепцию глобально-эволюционного образования как наиболее широкого информационного представления образовательного процесса, в котором образование видится сквозь призму универсального (глобального) эволюционизма уже в социоприродной системе человек–общество–природа.

С начала 1970-х гг. занимался исследованиями глобальной (универсальной) эволюции, выдвинул оригинальную концепцию этой эволюции как перманентной самоорганизации во Вселенной и ее социоприродного (планетарного и космического) продолжения. Раскрыл общие и социоестественные принципы глобальной эволюции, дал информационно-синергетическую интерпретацию антропного космологического принципа, ввел принципы темпоральной целостности и футуризации для исследования социоприродной истории, исследовал перспективы социального бессмертия и постсоциального сценария глобальной эволюции.

Совместно с И.В. Ильиным предложил эволюционный подход (отличающийся от исторического подхода) к глобалистике в монографии «Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов)» (М. : МГУ, 2009). Основным предметом глобальных исследований в этой работе считаются глобальные процессы (причем включаются природные глобальные процессы) и рассматривается их эволюция на планете. Во временном аспекте выделяются следующие направления глобальных исследований: палеоглобалистика, современная глобалистика и футуроглобалистика (последняя исследует такие глобальные процессы, как переход к устойчивому развитию и ноосферогенез).