УЧЁНЫЕ

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935)

Отечественные
Выдающийся русский мыслитель, основоположник космонавтики, изобретатель, один из наиболее ярких представителей русского космизма, создатель космической философии.

Космическая философия Циолковского – оригинальная мировоззренческая система, включающая подробно разработанную метафизику, этику и социальную философию, в том числе прогнозы возникновения глобальных проблем техногенной цивилизации и способы их разрешения. Космическая философия синтезировала отдельные идеи самых различных систем западной (Платон, Демокрит, Дж. Бруно, Г.В. Лейбниц, Г. Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической философской мысли. Это обусловило ее глубокую антиномичность. Циолковский настаивал на том, что он – чистейший материалист, ничего не признающий, кроме материи. Вместе с тем он критиковал материализм, который остановился, по его словам, в беспомощном и жалком состоянии перед решением некоторых философских проблем. Наука, по мнению Циолковского, указывает на духовность материи. Субстанциальная основа мира – «атомы-духи», не известные науке. Это простейшие «существа», обладающие «чувствительностью». Они являются подлинными «гражданами Вселенной», тогда как человек – лишь «общежитие» таких атомов, живущих в «согласии» друг с другом. Называя себя материалистом, Циолковский в то же время считал, что Вселенная имеет «причину» или «первопричину», под которой он понимал трансцендентного творца, Бога (теизм). Но богами «разных рангов» он считал также космос (пантеизм) и могущественных «президентов» внеземных разумных сообществ, в которых угадывается нечто вроде космических махатм (ноокосмическая иерархия). Космос обладает также «волей», которая через ноокосмическую иерархию передается человечеству. Космос, по Циолковскому, бесконечен в пространстве и времени, хотя и был сотворен (что для человека бесконечно, говорил он, то для Бога конечно). Эволюцию Циолковский понимал как бесконечный процесс трансформации совокупностей «атомов-духов», образующих космические структуры различных уровней. «Смысл» Вселенной он видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованию космоса.

Антиномична и этика Циолковского, которая впитала в себя как многие принципы христианской этики, так и противостоящие им идеи восточной философии, в частности буддизма. Смерти нет, писал Циолковский, развивая учение, близкое к идее реинкарнации. Императивы космической этики – любовь и долг, благоговение и подчинение. На теистическом уровне своей этики Циолковский в качестве императива провозглашал любовь к причине космоса и «подчинение» ноокосмической иерархии. Императив метафизического уровня этики формулировался им как долг по отношению к «атомам-духам», особенно тем, которые входят (или входили) в состав тела того или иного человека. Это он рассматривал как «истинное себялюбие» или «любовь к самому себе». На социально-практическом уровне метафизические рассуждения об эмоциях «атомов-духов» переводятся в достаточно конкретные проекты деятельности человечества и космического разума, направленные на то, чтобы «атомы-духи» испытывали «блаженство». Освоение космоса, связанное с повышением уровня живых и разумных систем, выступало одним из таких проектов.

Характерная черта космической философии Циолковского – проективный подход к человеку и миру. Важнейшей задачей он считал совершенствование природы человека (путем естественного и искусственного отбора) и уничтожения «несовершенных родов», а также Земли и космоса. Цель преобразования мира состоит в решении глобальных проблем, из которых Циолковский особенно подчеркивал исчерпание ресурсов Земли, необходимых для безграничного прогресса техногенной цивилизации и достижения «всеобщего счастья». Согласно предложенному Циолковским сценарию космического будущего человечества, оно не останется вечно на Земле: сначала оно проникнет за пределы атмосферы, а затем «завоюет» все околосолнечное пространство. В Солнечной системе возникнут «эфирные острова» или «космические колонии», которые по мере исчерпания земных ресурсов будут заселяться все новыми поколениями людей; таков, по Циолковскому, путь решения проблем демографии и природных ресурсов. Космос он рассматривал как «бездонную кладовую» ресурсов для человечества.

Этот процесс космической экспансии, который иногда считается вариантом устойчивого развития, на самом деле имеет с ним очень мало общего. Если устойчивое развитие в любых вариантах предполагает наличие пределов роста, то сценарий глобалистики по Циолковскому, напротив, исходит из их безграничности за счет освоения сначала земной природы, а затем и космической. Этот процесс сопровождается «безболезненным» уничтожением «несовершенных» людей или животных. Примечательным моментом космической философии была настойчиво выдвигавшаяся Циолковским идея единства человечества.