УЧЁНЫЕ

Казьмин Арнольд Константинович (1939-2020)

Отечественные
Автор оригинального философского трактата «Теория интеллекта…», в котором «предложена модель интеллектуального поля общества и выделены области социальной специализации личностей. В отдельной главе представлена методика расчета уровня интеллектуального процесса, приведены примеры для ряда исторических личностей. Новые понятия о цивилизации, культуре, путях и условиях нравственной эволюции человека поднимают исследование на уровень поиска общечеловеческой социальной стратегии выживания. Парадигмальные идеи реформаторского, а не революционного содержания имеют значение фундаментального научного знания, которое может быть востребовано в решении стратегических проблем современного существования природы на земле». Однако он не только своими идеями, но и реальными делами в самые трудные для российской науки годы (поддерживая Российское философское общество и его журнал «Вестник РФО», издавая на собственные средства учрежденную им «Российскую философскую газету») снискал к себе глубокое уважение и заслуженный авторитет. Будучи человеком широкой души и подвижником, он смотрел на настоящее из будущего, полагая, что оно обязательно будет лучше, если правильно соотносить индивидуальное и коллективное, локальное и глобальное, а во главу угла поставить нравственность.

В своей статье «Глобализация нравственности» А. К. Казьмин акцентирует внимание на формировании этических норм, принципов и ценностных установок, призванных регулировать отношения между людьми во всем мире независимо от их расовой, национальной, религиозной и т. п. принадлежности. При этом он особо подчеркивает, что объективность такого процесса «обусловлена современной глобализацией, требующей эффективных форм и механизмов регулирования общественных отношений в планетарном масштабе, что может осуществляться как нормами международного права, так и посредством вырабатываемой человеческим сообществом общезначимой морали». В конечном счете он приходит к выводу о необходимости и неизбежности глобализации нравственности, которая, по его мнению, «диктуется целями выживания человечества в условиях все обостряющихся глобальных противоречий, порожденных в том числе, и несоответствием сложившихся этических норм современным реалиям глобального мира».