ГЛОБАЛИСТИКА – междисциплинарная область научных исследований, направленных на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализации, порождаемых ею глобальных проблем и поиск путей утверждения позитивных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих процессов. В более широком смысле термин употребляется для обозначения совокупности научных, философских, культурологических и прикладных исследований различных аспектов глобализации и глобальных проблем, включая полученные результаты таких исследований, а также практическую деятельность по их реализации в экономической, социальной и политической сферах, как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе. Глобалистику не следует понимать как какую-то отдельную или специальную научную дисциплину, которые во множестве возникают, как правило, в результате дифференциации научного знания или на стыке смежных дисциплин. Она рождена противоположными – интеграционными процессами, характерными для современной науки, и представляет собой сферу исследований и познания, где различные научные дисциплины и философия, по большей части в тесном взаимодействии друг с другом, каждая с позиции своего предмета и метода, анализируют всевозможные аспекты глобализации, предлагают решения глобальных проблем, рассматривая их как в обособлении друг от друга, так и в качестве целостной системы.
Как самостоятельное научное направление и сфера общественной практики глобалистика стала складываться с конца 60-х гг. ХХ столетия, когда сначала в наиболее промышленно развитых, а затем и в других странах резко обострилась экологическая обстановка, отразившая сложность, многообразие и динамичность современной эпохи, ее сугубо технократический, сциентистский характер, антигуманную сущность безудержного роста неэкологичного промышленного производства, ничем не сдерживаемого технического прогресса. Никогда прежде наша планета не подвергалась таким перегрузкам, а человек никогда не вступал в такие противоречия с результатами своего труда, которые сделали его предельно зависимым от научно-технических достижений и не защищенным перед мощью, которую он сам же создал. За открывшимся человечеству беспрецедентным загрязнением окружающей среды обнаружились и угрожающие тенденции роста численности народонаселения, гонки вооружений, исчерпаемости природных ресурсов и т.п., обозначившие серьезную опасность поступательному общественному развитию и даже существованию жизни на Земле. На активное формирование глобалистики заметное влияние оказало и то, что дисбаланс в отношениях общества и природы, достигший к тому времени предельно допустимых значений, а также фрагментарность и раздробленность человечества перед лицом глобальных проблем стали очевидны уже не только для специалистов, но и на уровне массового сознания. В итоге понятия «экология», «экологический кризис», «глобальные проблемы современности», «глобализация», «антиглобализм» и другие получили широкое распространение, вошли в научный обиход и достаточно быстро пополнили словарный запас практически всех языков мира. Они стали составной частью обыденного сознания, политического лексикона, атрибутом мировоззрения современного человека. С тех пор во всем мире год от года увеличивается количество публикаций, научных конференций, дискуссий, посвященных указанным темам, а результаты такой деятельности вызывают все больший научный и общественный резонанс.
Осмыслению глобальных проблем, а также породивших их причин и процессов в значительной степени способствовало появление, начиная со второй половины 60-х гг. ХХ в., специальных организаций (международных, государственных, неправительственных, частных), таких, как «Институт проблем будущего», который был создан в Вене в 1965 г., или международный фонд «Человечество в 2000 году», основанный тогда же в Нидерландах. В 1966 г. в Вашингтоне появилось Общество по изучению будущего мира. Подобных организаций со временем становилось все больше. Однако подлинный интерес к глобальной проблематике проявился после первых докладов образованного в 1968 г. Римского клуба – «Пределы роста» (1972), «Человечество на перепутье» (1974), «Пересмотр международного порядка» (1974), «За пределами века расточительства» (1976) и др. (см. Доклады Римскому клубу). Эти исследования очень быстро получили мировую известность и стали теоретической базой современной глобалистики, выполнив не только необходимую эвристическую и методологическую функцию в формировании принципиально новой области междисциплинарного знания, но и сыграв важную просветительскую роль.
Благодаря глобалистике представления о тенденциях становления мирохозяйственных связей как единой системы и о порождаемых ею глобальных проблемах за последние годы значительно расширились, стали глубже. Выявлены природа и генезис глобальных проблем, раскрыта глубокая взаимосвязь не только природных и общественных процессов, но и вытекающих отсюда противоречий, их обусловленность социальными, экономическими, политическими, идеологическими и научно-техническими обстоятельствами. Важнейшим достижением глобалистики стали формирование и развитие приемлемого для различных наук языка междисциплинарного общения, разработка и уточнение с этой точки зрения ключевых, принципиальных понятий и категорий, таких, как «глобализация», «глобальная проблема», «экологический кризис», «экологизация производства», «демографический взрыв», «глобальная зависимость», «мировое сообщество», «новое мышление», «новый гуманизм» и т.п. В итоге значительные изменения претерпело и мировоззрение людей, понимание ими того, что человек в гораздо большей степени, чем это осознавалось раньше, зависит от природы, от окружающей его земной и космической среды, а также от складывающихся отношений и расклада сил на мировой арене. Стало очевидным, что взаимозависимость всех сфер общественной жизни в мире неуклонно возрастает, в частности увеличивается воздействие друг на друга различных государств, которые, отстаивая свои, сугубо национальные интересы и суверенитет, в условиях глобализации порождают принципиально новые противоречия в международных отношениях.
С точки зрения современной глобалистики, появление в наше время глобальных проблем – это не результат какого-то просчета, чьей-то роковой ошибки или преднамеренно выбранной стратегии социально-экономического развития. Это и не причуды истории или результат природных аномалий. Глобальные изменения и последовавшие за ними общечеловеческие проблемы явились результатом многовековых количественных и качественных трансформаций как в общественном развитии, так и в системе «общество–природа». Причины их появления корнями своими уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры в целом. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом, с природой и затронул жизненные интересы всего мирового сообщества. Итогом такого развития стала в первую очередь деградация окружающей человека среды, очень быстро обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека, так как его поведение, представления и образ мышления оказались не в состоянии своевременно меняться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов явился сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая все новыми и новыми достижениями в области науки и техники.
Только за последние десятилетия в результате стремительного роста научно-технических достижений в развитии производительных сил общества произошло больше изменений, чем на протяжении многих предшествующих столетий. При этом процесс изменений происходил с нарастающей быстротой и неизменно сопровождался все более глубокими и основательными преобразованиями в социально-экономических сферах. Так, если от вербального общения к письменности человечество шло около 3 млн. лет, от письма к печатанию – примерно 5 тыс. лет, от печатания к таким аудиовизуальным средствам, как телефон, радио, звукозапись, телевидение и т.п., – примерно 500 лет, то для перехода от традиционных аудиовизуальных средств к современным компьютерам и космическим средствам связи потребовалось уже менее 50 лет. Еще более короткими сроки от новых изобретений до их практической реализации стали в настоящее время, они теперь зачастую измеряются уже не годами, а месяцами и даже днями. Подтверждением тому является беспрецедентное по скорости и масштабам распространение Интернета, электронной почты, радиотелефона. Следует принять во внимание также, что техника, экономика, наземный и морской транспорт колоссально увеличили мобильность и преобразующие возможности человека. В таких же масштабах возросла мировая торговля и взаимозависимость мировой экономики, которые теснейшим образом связаны с беспрецедентным ростом народонаселения. Так, если в начале нашей эры все человечество насчитывало не более 250 млн. человек, а отметки в 1 млрд. оно достигло только к 1800 г., то в 1930 г. на Земле было уже 2 млрд. человек, в 1975 г. – 4 млрд., а в октябре 1999 г. – 6 млрд. человек. В результате на Земле не осталось теперь не только не изведанных человеком мест, но практически нет уже и чистых территорий, водного и воздушного пространства, естественное состояние которых не было бы прямо или косвенно подвержено влиянию человеческой деятельности. Все это дало основание называть теперь нашу планету «общим домом», «островком во Вселенной», «мировой деревней», «космическим кораблем Земля» и т.п., а проблемы, которые оказались общими для всех людей, – глобальными.
Некоторые тенденции становления целостного мира и происходящих в нем перемен оказались в центре внимания ученых и философов несколько раньше, чем эти изменения стали очевидными для всех. К первым попыткам осмыслить нарождающиеся мировые тенденции и вызванные ими принципиально новые, общечеловеческие проблемы можно отнести идеи Т. Мальтуса о естественном регулировании численности населения, рассуждения И. Канта о «вечном мире», размышления Ламарка о роли человека, а также универсалистские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса, изложенные ими в «Манифесте коммунистической партии» и ряде других работ. Созданный же по их инициативе в 1864 г. «Первый Интернационал» стал провозвестником множества международных организаций, которые во все большем количестве стали возникать с начала ХХ в. и теперь являются уже неотъемлемой частью современной жизни мирового сообщества. В теоретическом плане важную роль в осознании глобальных тенденций, когда они еще не были столь очевидными, сыграли работы В.С. Соловьева, Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, К. Ясперса, Б. Рассела и др. В первую очередь эти мыслители были озабочены принципиально новыми тенденциями, нарушающими естественное равновесие природных и общественных систем, и пытались дать им объяснение, опираясь на доступные для их времени знания. Своими работами и рассуждениями о «численности населения Земли», «вечном мире», «мировом объединении пролетариата», «едином богочеловечестве», «ноосфере», «мировом правительстве», «космополитизме» и т.п. они подготовили философское, научное и широкое общественное сознание к пониманию того, что человечеству как единому целому, неразрывно связанному с естественными условиями его существования – природой, космосом, – уготована общая судьба.
Так, В.И. Вернадский, развивавший концепцию ноосферы, уже в 1930-е гг. сделал принципиальный вывод о видоизменении облика Земли вследствие современных масштабов преобразовательной деятельности человечества и предупреждал, что если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, то гибель всего живого на Земле неизбежна. «Человек впервые реально понял, – писал он в работе «Научная мысль как планетарное явление», – что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» (Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 35). Английский историк А.Тойнби, рассматривавший общественное развитие как сосуществование и взаимодействие различных цивилизаций, еще до компьютерной революции утверждал, что «в ХХ веке началась всеобщая всемирная история». Тем самым подчеркивалось, что кардинальные перемены затронули не только основы общественного устройства, но и основные тенденции мировых социальных процессов. К извечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и другим современная эпоха добавила, таким образом, принципиально новую, никогда не существовавшую ранее тему – единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.
В последние годы в глобалистике наметилась новая тенденция, показывающая, что внимание ученых, исследователей и даже политиков все больше смещается от отдельных глобальных проблем к процессам глобализации и росту взаимозависимости современного мира. Причиной тому является не вполне удовлетворительный почти тридцатилетний опыт осознания и преодоления отдельных глобальных проблем и стремление выяснить фундаментальные причины их появления и нарастающей остроты. Данная тенденция характерна как для конкретных научных дисциплин, так и для философии. В частности, на трех последних Всемирных философских конгрессах, проходивших в Брайтоне (1988), Москве (1993) и Бостоне (1998), хотя непосредственно о глобализации и не шла речь, но секции и круглые столы, посвященные глобальным проблемам, неизменно были. Термин же «глобализация» вошел в научный обиход в середине 1990-х гг. и достаточно быстро получил широкое распространение. Тем не менее он все еще строго не определен, а его содержание остается предметом активных дискуссий. В особенности острыми они стали в последние 3–4 года, когда появилось и в различных странах заявило о себе экстравагантными акциями протеста международное движение антиглобалистов.
В современной глобалистике термин «глобализация» употребляется, как правило, для характеристики интеграционных и дезинтеграционных процессов планетарного масштаба в области экономики, политики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме носят всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего мирового сообщества. При этом можно отметить две крайности в понимании как самого феномена глобализации, так и истории его появления. Одна из них состоит в том, что планетарный характер социальных связей и отношений трактуют неправомерно расширительно, пытаясь усмотреть их уже в первобытном обществе, и с этой точки зрения даже ранние этапы развития человечества характеризуют как глобальные. Другая крайность заключается в том, что глобализацию понимают слишком узко, когда современные процессы общественного развития рассматриваются в отрыве от их генезиса, т.е. не учитываются история и динамика становления международных структур и транснациональных связей. Такой разброс мнений и разница взглядов на глобализацию объясняются не только сложностью проблемы, но и недостаточной разработанностью этой темы. В итоге затрудняется взаимопонимание между людьми, тормозится междисциплинарное взаимодействие, создаются серьезные препятствия на пути осмысления истинных причин глобализации и порождаемых ею глобальных противоречий. Здесь же кроются причины и многих конфликтов, обусловленных тем, что мир все больше становится единым, целостным, взаимосвязанным, в то время как механизмы, призванные регулировать общественные отношения на глобальном уровне (мировое правительство, мировое государство, объединенные силы поддержания международного порядка и т.п.), отсутствуют. Вполне очевидно, что без глубокого анализа и достаточно ясного понимания современных процессов глобализации трудно рассчитывать на успешное преодоление указанных выше проблем.
Ключевую роль в решении этих задач играют наука и философия – фундаментальные составные части глобалистики, которая представлена многообразием школ, направлений, различных объединений, творческих коллективов, групп ученых и т.п. Сложный характер объекта исследования и неизбежная в этом случае междисциплинарность значительно затрудняют установление четких границ предмета научного анализа, ибо они нередко сливаются с другими областями познания: футурологией, культурологией, философией.
Как и другие сферы научного знания, затрагивающие общественные процессы, глобалистика нередко оказывается тесно связанной с общественно-экономическим укладом, политикой, идеологией. С учетом этого обстоятельства можно говорить о различных направлениях и течениях глобалистики. Так, с конца 1960-х гг. до начала 1990-х гг. становление и формирование данной области знания проходило в условиях противостояния двух идеологически враждебных общественно-экономических систем, что и предопределило ее развитие в двух направлениях, одно из которых получило название «западная», другое – «советская глобалистика». В последнее десятилетие идеологическое противоборство уступило место разногласиям экономическим, культурным, религиозным, национальным, которые стали основанием для разделения мира на ряд крупных регионов – своеобразных субъектов международных отношений, а на первый план выдвинулись культурно-цивилизационные различия в понимании тенденций и противоречий современного мира. Это дает основание, как и прежде, выделять в глобалистике, но уже по другим основаниям, различные подходы к пониманию современных мировых процессов, в частности, западный, евразийский, восточный, исламский и др. Из множества таких подходов выделим наиболее распространенные и чаще всего встречающиеся в литературе.
Так, в западной глобалистике изначально наиболее отчетливо проявились два крыла: «технократическое» и «технопессимистское». В последующем их позиции сблизились и, в то же время, по-разному скорректировались под влиянием различных оценок перспектив развития мирового рынка, а потому указанное деление теперь можно принять весьма условно. Представители первого из них в решении глобальных противоречий подчеркивают широкие возможности науки и техники, придают важное значение научно-техническому прогрессу, подчеркивают его важное значение и влияние на жизнь общества (Т. Веблен, Г. Кан, У. Браун, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Шафф, Г. Фридрихс, А. Винер, Г. Скотт, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др.). «Технопессимисты» же возлагают ответственность за негативные последствия глобализации и обострение глобальных проблем на научно-технический прогресс, крупный международный капитал, транснациональные корпорации (Г. Маркузе, Д. Медоуз, К. Боулдинг, Т. Роззак, П. Гудмен, М. Робертс, К. Девис, А. Эрлих, У. Бек, а также многочисленные представители «новых левых», «зеленых», «антиглобалистов» и др.).
В России наука и философия представлены в глобалистике рядом направлений:
1. Философско-методологическое – в его рамках исследуются философские основания, сущность, генезис глобальных процессов, анализируются наиболее важные социально-политические и экономические преобразования, необходимые для успешного решения вытекающих отсюда проблем (работы В.И. Вернадского, И.Т. Фролова, Н.Н. Моисеева, В.А. Энгельгардта, П.Л. Капицы, Е.К. Федорова, Н.Н. Иноземцева, Д.М. Гвишиани, В.С. Степина, В.В. Загладина, Г.С. Хозина, И.Б. Новика, И.В. Бестужева-Лады, А.С. Панарина, А.В. Кацуры, А.И. Уткина и др.).
2. Социоприродное направление в глобалистике охватывает широкий круг проблем, из которых наибольшую озабоченность и беспокойство вызывает экология, обеспеченность сырьевыми, энергетическими, водными, земельными и др. ресурсами. В этой области исследований в тесном контакте работают представители естественных, технических, общественных наук, политики, производственники, общественные деятели. Их усилия направлены на выработку принципов и методов оптимизации взаимодействия общества и природы, экологизацию производства и рациональное природопользование (А.Л. Яншин, Н.Ф. Реймерс, М.М. Камшилов, Г.В. Добровольский, М.И. Будыко, В.А. Ковда, Ю.А. Израэль, А.С. Исаев, М.Г. Хубларян, В.И. Данилов-Данильян, И.И. Мазур, В.В. Снакин, Э.В. Гирусов, А.Д. Урсул и др.).
3. Культурологическое направление, в центре которого находятся проблемы глобализации, возникающие в сфере научно-технического прогресса, народонаселения, здравоохранения, культуры, права, образования и других областях общественной жизни (Н.А. Агаджанян, С.П. Капица, Н.С. Касимов, Г.С. Гудожник, Э.А. Араб-Оглы, В.В. Петров, Б.Ц. Урланис, Н.М. Мамедов и др.).
Осмысление глобальных тенденций и принципиальное преодоление порождаемых ими проблем требует не только теоретических исследований, но и результативных практических действий. Глобалистика, таким образом, объективно выполняет интегрирующую роль, заставляет многих ученых по-новому посмотреть на современный мир и осознать свою сопричастность единой судьбе человечества. Об этом говорят и результаты Всемирных философских конгрессов (Брайтон, 1988; Москва, 1993; Бостон, 1998), а в особенности последнего – XXI-го (Стамбул, 2003), основная тема которого «Философия лицом к мировым проблемам». В современном мире среди ученых самых различных направлений растут интерес к процессам глобализации и озабоченность общечеловеческими проблемами, к профессиональному осмыслению и поиску практических путей их преодоления. Глобальные тенденции и проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к единству, интеграции, сохраняя при этом самобытность культур, вековых традиций и уникальных черт отдельных наций и народов. Подобные единение и согласованность действий может обеспечить адекватное понимание происходящих в современном мире процессов и событий, знания о которых вырабатываются и формулируются в современной глобалистике. См. также Глобалистика в СССР, Глобалистика западная, Глобальные проблемы современности, Глобализация.
Д.т.н. И.И. Мазур, д.ф.н. А.Н. Чумаков, Россия
Как самостоятельное научное направление и сфера общественной практики глобалистика стала складываться с конца 60-х гг. ХХ столетия, когда сначала в наиболее промышленно развитых, а затем и в других странах резко обострилась экологическая обстановка, отразившая сложность, многообразие и динамичность современной эпохи, ее сугубо технократический, сциентистский характер, антигуманную сущность безудержного роста неэкологичного промышленного производства, ничем не сдерживаемого технического прогресса. Никогда прежде наша планета не подвергалась таким перегрузкам, а человек никогда не вступал в такие противоречия с результатами своего труда, которые сделали его предельно зависимым от научно-технических достижений и не защищенным перед мощью, которую он сам же создал. За открывшимся человечеству беспрецедентным загрязнением окружающей среды обнаружились и угрожающие тенденции роста численности народонаселения, гонки вооружений, исчерпаемости природных ресурсов и т.п., обозначившие серьезную опасность поступательному общественному развитию и даже существованию жизни на Земле. На активное формирование глобалистики заметное влияние оказало и то, что дисбаланс в отношениях общества и природы, достигший к тому времени предельно допустимых значений, а также фрагментарность и раздробленность человечества перед лицом глобальных проблем стали очевидны уже не только для специалистов, но и на уровне массового сознания. В итоге понятия «экология», «экологический кризис», «глобальные проблемы современности», «глобализация», «антиглобализм» и другие получили широкое распространение, вошли в научный обиход и достаточно быстро пополнили словарный запас практически всех языков мира. Они стали составной частью обыденного сознания, политического лексикона, атрибутом мировоззрения современного человека. С тех пор во всем мире год от года увеличивается количество публикаций, научных конференций, дискуссий, посвященных указанным темам, а результаты такой деятельности вызывают все больший научный и общественный резонанс.
Осмыслению глобальных проблем, а также породивших их причин и процессов в значительной степени способствовало появление, начиная со второй половины 60-х гг. ХХ в., специальных организаций (международных, государственных, неправительственных, частных), таких, как «Институт проблем будущего», который был создан в Вене в 1965 г., или международный фонд «Человечество в 2000 году», основанный тогда же в Нидерландах. В 1966 г. в Вашингтоне появилось Общество по изучению будущего мира. Подобных организаций со временем становилось все больше. Однако подлинный интерес к глобальной проблематике проявился после первых докладов образованного в 1968 г. Римского клуба – «Пределы роста» (1972), «Человечество на перепутье» (1974), «Пересмотр международного порядка» (1974), «За пределами века расточительства» (1976) и др. (см. Доклады Римскому клубу). Эти исследования очень быстро получили мировую известность и стали теоретической базой современной глобалистики, выполнив не только необходимую эвристическую и методологическую функцию в формировании принципиально новой области междисциплинарного знания, но и сыграв важную просветительскую роль.
Благодаря глобалистике представления о тенденциях становления мирохозяйственных связей как единой системы и о порождаемых ею глобальных проблемах за последние годы значительно расширились, стали глубже. Выявлены природа и генезис глобальных проблем, раскрыта глубокая взаимосвязь не только природных и общественных процессов, но и вытекающих отсюда противоречий, их обусловленность социальными, экономическими, политическими, идеологическими и научно-техническими обстоятельствами. Важнейшим достижением глобалистики стали формирование и развитие приемлемого для различных наук языка междисциплинарного общения, разработка и уточнение с этой точки зрения ключевых, принципиальных понятий и категорий, таких, как «глобализация», «глобальная проблема», «экологический кризис», «экологизация производства», «демографический взрыв», «глобальная зависимость», «мировое сообщество», «новое мышление», «новый гуманизм» и т.п. В итоге значительные изменения претерпело и мировоззрение людей, понимание ими того, что человек в гораздо большей степени, чем это осознавалось раньше, зависит от природы, от окружающей его земной и космической среды, а также от складывающихся отношений и расклада сил на мировой арене. Стало очевидным, что взаимозависимость всех сфер общественной жизни в мире неуклонно возрастает, в частности увеличивается воздействие друг на друга различных государств, которые, отстаивая свои, сугубо национальные интересы и суверенитет, в условиях глобализации порождают принципиально новые противоречия в международных отношениях.
С точки зрения современной глобалистики, появление в наше время глобальных проблем – это не результат какого-то просчета, чьей-то роковой ошибки или преднамеренно выбранной стратегии социально-экономического развития. Это и не причуды истории или результат природных аномалий. Глобальные изменения и последовавшие за ними общечеловеческие проблемы явились результатом многовековых количественных и качественных трансформаций как в общественном развитии, так и в системе «общество–природа». Причины их появления корнями своими уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры в целом. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом, с природой и затронул жизненные интересы всего мирового сообщества. Итогом такого развития стала в первую очередь деградация окружающей человека среды, очень быстро обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека, так как его поведение, представления и образ мышления оказались не в состоянии своевременно меняться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов явился сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая все новыми и новыми достижениями в области науки и техники.
Только за последние десятилетия в результате стремительного роста научно-технических достижений в развитии производительных сил общества произошло больше изменений, чем на протяжении многих предшествующих столетий. При этом процесс изменений происходил с нарастающей быстротой и неизменно сопровождался все более глубокими и основательными преобразованиями в социально-экономических сферах. Так, если от вербального общения к письменности человечество шло около 3 млн. лет, от письма к печатанию – примерно 5 тыс. лет, от печатания к таким аудиовизуальным средствам, как телефон, радио, звукозапись, телевидение и т.п., – примерно 500 лет, то для перехода от традиционных аудиовизуальных средств к современным компьютерам и космическим средствам связи потребовалось уже менее 50 лет. Еще более короткими сроки от новых изобретений до их практической реализации стали в настоящее время, они теперь зачастую измеряются уже не годами, а месяцами и даже днями. Подтверждением тому является беспрецедентное по скорости и масштабам распространение Интернета, электронной почты, радиотелефона. Следует принять во внимание также, что техника, экономика, наземный и морской транспорт колоссально увеличили мобильность и преобразующие возможности человека. В таких же масштабах возросла мировая торговля и взаимозависимость мировой экономики, которые теснейшим образом связаны с беспрецедентным ростом народонаселения. Так, если в начале нашей эры все человечество насчитывало не более 250 млн. человек, а отметки в 1 млрд. оно достигло только к 1800 г., то в 1930 г. на Земле было уже 2 млрд. человек, в 1975 г. – 4 млрд., а в октябре 1999 г. – 6 млрд. человек. В результате на Земле не осталось теперь не только не изведанных человеком мест, но практически нет уже и чистых территорий, водного и воздушного пространства, естественное состояние которых не было бы прямо или косвенно подвержено влиянию человеческой деятельности. Все это дало основание называть теперь нашу планету «общим домом», «островком во Вселенной», «мировой деревней», «космическим кораблем Земля» и т.п., а проблемы, которые оказались общими для всех людей, – глобальными.
Некоторые тенденции становления целостного мира и происходящих в нем перемен оказались в центре внимания ученых и философов несколько раньше, чем эти изменения стали очевидными для всех. К первым попыткам осмыслить нарождающиеся мировые тенденции и вызванные ими принципиально новые, общечеловеческие проблемы можно отнести идеи Т. Мальтуса о естественном регулировании численности населения, рассуждения И. Канта о «вечном мире», размышления Ламарка о роли человека, а также универсалистские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса, изложенные ими в «Манифесте коммунистической партии» и ряде других работ. Созданный же по их инициативе в 1864 г. «Первый Интернационал» стал провозвестником множества международных организаций, которые во все большем количестве стали возникать с начала ХХ в. и теперь являются уже неотъемлемой частью современной жизни мирового сообщества. В теоретическом плане важную роль в осознании глобальных тенденций, когда они еще не были столь очевидными, сыграли работы В.С. Соловьева, Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, К. Ясперса, Б. Рассела и др. В первую очередь эти мыслители были озабочены принципиально новыми тенденциями, нарушающими естественное равновесие природных и общественных систем, и пытались дать им объяснение, опираясь на доступные для их времени знания. Своими работами и рассуждениями о «численности населения Земли», «вечном мире», «мировом объединении пролетариата», «едином богочеловечестве», «ноосфере», «мировом правительстве», «космополитизме» и т.п. они подготовили философское, научное и широкое общественное сознание к пониманию того, что человечеству как единому целому, неразрывно связанному с естественными условиями его существования – природой, космосом, – уготована общая судьба.
Так, В.И. Вернадский, развивавший концепцию ноосферы, уже в 1930-е гг. сделал принципиальный вывод о видоизменении облика Земли вследствие современных масштабов преобразовательной деятельности человечества и предупреждал, что если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, то гибель всего живого на Земле неизбежна. «Человек впервые реально понял, – писал он в работе «Научная мысль как планетарное явление», – что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» (Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 35). Английский историк А.Тойнби, рассматривавший общественное развитие как сосуществование и взаимодействие различных цивилизаций, еще до компьютерной революции утверждал, что «в ХХ веке началась всеобщая всемирная история». Тем самым подчеркивалось, что кардинальные перемены затронули не только основы общественного устройства, но и основные тенденции мировых социальных процессов. К извечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и другим современная эпоха добавила, таким образом, принципиально новую, никогда не существовавшую ранее тему – единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.
В последние годы в глобалистике наметилась новая тенденция, показывающая, что внимание ученых, исследователей и даже политиков все больше смещается от отдельных глобальных проблем к процессам глобализации и росту взаимозависимости современного мира. Причиной тому является не вполне удовлетворительный почти тридцатилетний опыт осознания и преодоления отдельных глобальных проблем и стремление выяснить фундаментальные причины их появления и нарастающей остроты. Данная тенденция характерна как для конкретных научных дисциплин, так и для философии. В частности, на трех последних Всемирных философских конгрессах, проходивших в Брайтоне (1988), Москве (1993) и Бостоне (1998), хотя непосредственно о глобализации и не шла речь, но секции и круглые столы, посвященные глобальным проблемам, неизменно были. Термин же «глобализация» вошел в научный обиход в середине 1990-х гг. и достаточно быстро получил широкое распространение. Тем не менее он все еще строго не определен, а его содержание остается предметом активных дискуссий. В особенности острыми они стали в последние 3–4 года, когда появилось и в различных странах заявило о себе экстравагантными акциями протеста международное движение антиглобалистов.
В современной глобалистике термин «глобализация» употребляется, как правило, для характеристики интеграционных и дезинтеграционных процессов планетарного масштаба в области экономики, политики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме носят всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего мирового сообщества. При этом можно отметить две крайности в понимании как самого феномена глобализации, так и истории его появления. Одна из них состоит в том, что планетарный характер социальных связей и отношений трактуют неправомерно расширительно, пытаясь усмотреть их уже в первобытном обществе, и с этой точки зрения даже ранние этапы развития человечества характеризуют как глобальные. Другая крайность заключается в том, что глобализацию понимают слишком узко, когда современные процессы общественного развития рассматриваются в отрыве от их генезиса, т.е. не учитываются история и динамика становления международных структур и транснациональных связей. Такой разброс мнений и разница взглядов на глобализацию объясняются не только сложностью проблемы, но и недостаточной разработанностью этой темы. В итоге затрудняется взаимопонимание между людьми, тормозится междисциплинарное взаимодействие, создаются серьезные препятствия на пути осмысления истинных причин глобализации и порождаемых ею глобальных противоречий. Здесь же кроются причины и многих конфликтов, обусловленных тем, что мир все больше становится единым, целостным, взаимосвязанным, в то время как механизмы, призванные регулировать общественные отношения на глобальном уровне (мировое правительство, мировое государство, объединенные силы поддержания международного порядка и т.п.), отсутствуют. Вполне очевидно, что без глубокого анализа и достаточно ясного понимания современных процессов глобализации трудно рассчитывать на успешное преодоление указанных выше проблем.
Ключевую роль в решении этих задач играют наука и философия – фундаментальные составные части глобалистики, которая представлена многообразием школ, направлений, различных объединений, творческих коллективов, групп ученых и т.п. Сложный характер объекта исследования и неизбежная в этом случае междисциплинарность значительно затрудняют установление четких границ предмета научного анализа, ибо они нередко сливаются с другими областями познания: футурологией, культурологией, философией.
Как и другие сферы научного знания, затрагивающие общественные процессы, глобалистика нередко оказывается тесно связанной с общественно-экономическим укладом, политикой, идеологией. С учетом этого обстоятельства можно говорить о различных направлениях и течениях глобалистики. Так, с конца 1960-х гг. до начала 1990-х гг. становление и формирование данной области знания проходило в условиях противостояния двух идеологически враждебных общественно-экономических систем, что и предопределило ее развитие в двух направлениях, одно из которых получило название «западная», другое – «советская глобалистика». В последнее десятилетие идеологическое противоборство уступило место разногласиям экономическим, культурным, религиозным, национальным, которые стали основанием для разделения мира на ряд крупных регионов – своеобразных субъектов международных отношений, а на первый план выдвинулись культурно-цивилизационные различия в понимании тенденций и противоречий современного мира. Это дает основание, как и прежде, выделять в глобалистике, но уже по другим основаниям, различные подходы к пониманию современных мировых процессов, в частности, западный, евразийский, восточный, исламский и др. Из множества таких подходов выделим наиболее распространенные и чаще всего встречающиеся в литературе.
Так, в западной глобалистике изначально наиболее отчетливо проявились два крыла: «технократическое» и «технопессимистское». В последующем их позиции сблизились и, в то же время, по-разному скорректировались под влиянием различных оценок перспектив развития мирового рынка, а потому указанное деление теперь можно принять весьма условно. Представители первого из них в решении глобальных противоречий подчеркивают широкие возможности науки и техники, придают важное значение научно-техническому прогрессу, подчеркивают его важное значение и влияние на жизнь общества (Т. Веблен, Г. Кан, У. Браун, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Шафф, Г. Фридрихс, А. Винер, Г. Скотт, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др.). «Технопессимисты» же возлагают ответственность за негативные последствия глобализации и обострение глобальных проблем на научно-технический прогресс, крупный международный капитал, транснациональные корпорации (Г. Маркузе, Д. Медоуз, К. Боулдинг, Т. Роззак, П. Гудмен, М. Робертс, К. Девис, А. Эрлих, У. Бек, а также многочисленные представители «новых левых», «зеленых», «антиглобалистов» и др.).
В России наука и философия представлены в глобалистике рядом направлений:
1. Философско-методологическое – в его рамках исследуются философские основания, сущность, генезис глобальных процессов, анализируются наиболее важные социально-политические и экономические преобразования, необходимые для успешного решения вытекающих отсюда проблем (работы В.И. Вернадского, И.Т. Фролова, Н.Н. Моисеева, В.А. Энгельгардта, П.Л. Капицы, Е.К. Федорова, Н.Н. Иноземцева, Д.М. Гвишиани, В.С. Степина, В.В. Загладина, Г.С. Хозина, И.Б. Новика, И.В. Бестужева-Лады, А.С. Панарина, А.В. Кацуры, А.И. Уткина и др.).
2. Социоприродное направление в глобалистике охватывает широкий круг проблем, из которых наибольшую озабоченность и беспокойство вызывает экология, обеспеченность сырьевыми, энергетическими, водными, земельными и др. ресурсами. В этой области исследований в тесном контакте работают представители естественных, технических, общественных наук, политики, производственники, общественные деятели. Их усилия направлены на выработку принципов и методов оптимизации взаимодействия общества и природы, экологизацию производства и рациональное природопользование (А.Л. Яншин, Н.Ф. Реймерс, М.М. Камшилов, Г.В. Добровольский, М.И. Будыко, В.А. Ковда, Ю.А. Израэль, А.С. Исаев, М.Г. Хубларян, В.И. Данилов-Данильян, И.И. Мазур, В.В. Снакин, Э.В. Гирусов, А.Д. Урсул и др.).
3. Культурологическое направление, в центре которого находятся проблемы глобализации, возникающие в сфере научно-технического прогресса, народонаселения, здравоохранения, культуры, права, образования и других областях общественной жизни (Н.А. Агаджанян, С.П. Капица, Н.С. Касимов, Г.С. Гудожник, Э.А. Араб-Оглы, В.В. Петров, Б.Ц. Урланис, Н.М. Мамедов и др.).
Осмысление глобальных тенденций и принципиальное преодоление порождаемых ими проблем требует не только теоретических исследований, но и результативных практических действий. Глобалистика, таким образом, объективно выполняет интегрирующую роль, заставляет многих ученых по-новому посмотреть на современный мир и осознать свою сопричастность единой судьбе человечества. Об этом говорят и результаты Всемирных философских конгрессов (Брайтон, 1988; Москва, 1993; Бостон, 1998), а в особенности последнего – XXI-го (Стамбул, 2003), основная тема которого «Философия лицом к мировым проблемам». В современном мире среди ученых самых различных направлений растут интерес к процессам глобализации и озабоченность общечеловеческими проблемами, к профессиональному осмыслению и поиску практических путей их преодоления. Глобальные тенденции и проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к единству, интеграции, сохраняя при этом самобытность культур, вековых традиций и уникальных черт отдельных наций и народов. Подобные единение и согласованность действий может обеспечить адекватное понимание происходящих в современном мире процессов и событий, знания о которых вырабатываются и формулируются в современной глобалистике. См. также Глобалистика в СССР, Глобалистика западная, Глобальные проблемы современности, Глобализация.
Д.т.н. И.И. Мазур, д.ф.н. А.Н. Чумаков, Россия