Детство прошло в Харабали, где в 1964 году окончил 8 классов средней школы № 1 имени М. А. Орлова. Работал и продолжал учёбу в вечерней школе. В 1967 году поступил на дневное отделение философского факультета Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова. В 1974 году окончил университет по специальности «Философия» и по распределению стал преподавателем Красноярского государственного политехнического института. В 1976—1979 годы учился в очной аспирантуре на кафедре этики и эстетики философского факультета ЛГУ имени А. А. Жданова. 18 октября 1980 года в ЛГУ имени А. А. Жданова под научным руководством доктора философских наук, профессора В. Г. Иванова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Формирование социалистической морали и развитие этики в ГДР (1945—1979 гг.)».
В 1986—2006 годы — профессор и заведующий кафедрой философии Красноярского государственного технического университета, преподавал дисциплины: «Философия», «Этика», «Эстетика», «Культурология», а также специальные курсы по логике и геополитике, руководил научно-историческим философским семинаром КГТУ. В 1997 году проходил шестимесячное обучение в Институте Гумбольдта.
В 2006 году в Сибирской государственной аэрокосмической академии имени академика М. Ф. Решетнёва защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Современные процессы глобализации в системе основных проектов науки: социально-философский анализ».
В 2007 году стал профессором и заведующим кафедрой философии и гуманитарных наук Политехнического института Сибирского федерального университета, а в настоящее время является профессором и заведующим кафедрой глобалистики и геополитики Гуманитарного института Сибирского федерального университета. Преподаёт дисциплины: «Глобалистика», «Геополитика», «Философию» и «Этика», а также специальные курсы: «Русский космизм» и «Философия истории».
Является известным специалистом по вопросам социально-философского анализа современных процессов глобализации в системе основных проектов науки. Им разработана проблематика познавательной стратегии социальной философии для раскрытия причин и возможностей преодоления разрушительных процессов глобализации. Курируя данное направление в работе журнала, ученый разрабатывает идеи отечественной философии, связанные с единством процессов образования и воспитания.
В журнале «Философия образования» является одним из ведущих экспертов статей, посвященных проблемам становления и перспективам развития глобального образования.
Отдельные публикации:
Пфаненштиль И. А. (в соавт.) Философия и методология науки: учеб. пособие. – Красноярск: Сибирский федеральный университет; Инфа-М, 2018. – 413 с.
Пфаненштиль И. А. (в соавт.) Дискуссия об историческом пути России и ее отражение в учебном познании // Философия образования. – 2017. – № 1 (70). – С. 13–23.
Пфаненштиль И. А. (в соавт.) Социально-философские аспекты проблем инженерного образования в контексте информационной культуры // Философия образования. – 2015. – № 2 (59). – С. 77–84.
Пфаненштиль И. А. (в соавт.) Глобальный мир как единая аксиологическая система: проблемы и перспективы // Философия образования. – 2015. – № 2 (59). – С. 77–84.