Статьи по глобалистике

ФИЛОСОФСКИЙ ПОХОД В ГРЕКИ


В августе 2003 г. в Стамбуле проходил ХХI Всемирный философский конгресс, куда российские философы прибыли на «Философском пароходе», организованном Российским философским обществом (РФО). Факт этот сам по себе для многих хорошо известный (см. «Вестник РФО», №№  3, 4 за 2003 г.), однако мало кто знает, что первоначальный замысел состоял в том, чтобы российские философы, не избалованные заграничными поездками, посетили и Грецию – священное место для каждого, кто всерьез занимается философией. Так и было бы при соответствующем понимании и поддержке… Но тогда не случилось, а идея осталась.


Прошло 2 года, и вот уже не пароход, но «философский автобус», о котором предварительно публиковалась информация в нашем журнале, сделал мечту реальностью для тридцати членов РФО из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Махачкалы, Казани, Омска, Набережных Челнов, Якутска и даже Китая. Выехав 13 августа 2005 г. из Москвы, мы проехали с остановками на ночлег в гостиницах Белоруссию, Украину, Румынию, Болгарию и, наконец, достигли Греции, где провели 9 незабываемых дней. Обратный путь лежал через Болгарию, Румынию, частично Молдавию и Украину. В итоге, участники «философского похода» увидели и сравнили (на уровне первых впечатлений, что имеет и свои плюсы) разные страны Восточной Европы, перешли 20 контрольно-пропускных пунктов на 10 границах, в режиме обзорных экскурсий познакомились со столицами упомянутых государств, где встретились и творчески пообщались со своими коллегами, сделали специальную остановку во Львове и, преодолев за 16 дней в общей сложности более 8 тыс. км., 28 августа вернулись в Москву. 

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

Я бывал до этой поездки в Белоруссии, Украине, Румынии, Болгарии, но очень давно. С тех пор прошло в общей сложности 20-25 лет. Потому с особым интересом ждал встречи с этими, теперь «независимыми» государствами. Впечатления превзошли почти все ожидания. Конечно, это не более чем поверхностное, а потому, быть может, и не всегда соответствующее действительности представление, составленное на основе обзорных экскурсий, проплывавших за окном пейзажей, промелькнувших на мгновение придорожных сюжетов (включая и плановые через каждые 4 часа «технические остановки» в дороге), а также в результате общения с местными коллегами-философами, гидами и т.п. Но и в таком восприятии есть свои плюсы, ибо мимолетный взгляд, первое впечатление позволяют порой лучше ухватить суть, зафиксировать главное. Итак, по порядку.

Белоруссия приятно удивила опрятностью быта. Относительно ухоженные дома, мелькавшие за окном, стоят, как правило, на почтительном расстоянии от вполне приличных дорог. А Минск (после Москвы, изуродованной жилыми высотками и «точечными застройками», повсеместными заборчиками и оградками, бестолковыми развязками дорог и автомобильными «ракушками» во дворах, сворами бездомных собак и т.п.) показался просто городом-мечтой. Чистый и опрятный, он спланирован явно для людей, где дома не рвутся в высь и не подпирают друг друга, нередко выходя одной стороной к парковым зонам или открытым пространствам, где вполне достаточно автостоянок для автомашин, которые поэтому не паркуются на тротуарах и газонах, а вечером город достаточно хорошо освещен и выглядит современно.

Зато Львов – следующий пункт нашей остановки – зрелище грустное, если не сказать больше. Некогда красивейший город СССР, превратился в заштатный «крупный населенный пункт» «на отшибе» экономической, политической и культурной жизни. В обшарпанных фасадах когда-то ухоженных домов еще угадываются следы былого достоинства и изящества, а в разбитых мостовых, брусчатках и трамвайных колеях – некогда хорошие дороги; и даже ступеньки подъема на главную смотровую площадку города, как и сама площадка, и парк вокруг – немые свидетельства того, что в городской казне теперь не только на ремонтные работы, на освещение города или садовников, но и на простых дворников денег нет. Из рассказов гида, побывавшего в Лос-Анджелесе и теперь мечтающего туда уехать, узнали, что некогда известный автобусный завод практически развалился, промышленность и деловая жизнь в упадке, и даже процветавший в свое время туризм почти совсем «заглох». А дороги, ведущие ко Львову, как и в целом на нашем пути от белорусской до румынской границы явно с советских времен не приводились в порядок и по большей части нуждаются в ремонте, как и значительная часть «видавшего виды» автопарка на этих дорогах.

Первое впечатление от Румынии – мало что изменилось. Те же лошади и повозки на довольно узких, но все-таки неплохих дорогах; то там, то здесь раскинувшиеся или переезжающие на новое место цыганские таборы, вызывающие из памяти «Цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуют…». Внешне жизнь не улучшилась и не ухудшилась – как и прежде довольно аккуратные, небогатые домики придорожных селений, неплохо возделанные поля и лишь немного добавилось разнообразия автомобилей (прежде была только одна марка «местного производства»). Словом – неспешная, размеренная жизнь. А вот Бухарест – как из другого мира. Впечатляет! И не только грандиозным по размаху и отделке парламентским дворцом, великолепными зданиями центральной части в целом чистого, а ночью хорошо освещенного города, но и обилием  ухоженных парков, фонтанов, памятников, то напоминающих далекую эпоху Римской империи, то побуждающих к сравнению Бухареста с Парижем. Особого упоминания заслуживает встреча с доктором филологии, профессором Бухарестского университета Марией Диаконеску и доктором теологии этого университета Лилианой Скуреа, которые показали нам достопримечательности города, рассказали о прошлом и настоящем своей страны, о ее культуре, науке, философии. Притча, поведанная М. Диаконеску напоследок, как-то невольно заставила вспомнить и о своей стране.
«…Бог делил богатства мира между различными народами. Дошла очередь и до румын. Вот он дает им плодородные поля, красивые горы, полноводный Дунай, берег Черного моря, наконец, нефтяные месторождения… Петр, присутствовавший при этом, спросил:
–         Всевышний, не слишком ли много даешь одному народу?
–         Подожди, последовал ответ, ты увидишь, каких правителей я им дам».

Болгария, оставшаяся в прежней памяти благополучной, ухоженной страной, тоже удивила, но уже другим – своей заброшенностью и каким-то запустением. Проехав всю страну с севера на юг (а потом обратно), мы везде видели одну и ту же картину – некогда аккуратные и относительно добротные дома по большей части пришли в упадок. Очень много покинутых домов – с выбитыми окнами и дверьми, полуразрушенными крышами, заросшими приусадебными участками. Многие, похоже, уехали. Практически нигде не видно строительства. Трудно было представить, что за эти годы Болгария так сильно «скатится». Даже некогда величественная и интересная София не произвела впечатление. Зато творческая встреча с болгарскими философами была дружеской, теплой и весьма интересной.

Философская дискуссия в Софии

Российские философы – участники акции «Философский поход в греки» – встретились в Софии 16 августа 2005 г. со своими болгарскими коллегами: доктором философии, проф. Иваном Калчевым – Президентом Философской Ассоциации Болгарии; доктором философии, проф. Василём Продановым – директором института философии Болгарской академии наук; доктором философии, проф. Аллой Владовой и доктором философии Кристиной Буюклиэвой – сотрудницами этого института.
Прежде всего, представители философской общественности России и Болгарии высказали сожаление по поводу прекратившегося тесного взаимодействия между философами двух стран, которое было в советское время. Но полного разрыва в отношениях все-таки не произошло. Отдельные совместные исследования проводятся и в настоящее время. В частности, это происходит в такой сфере социологии как конфликтология. Обе стороны выразили пожелания восстановить активное совместное сотрудничество. Российские философы были приглашены участвовать в возобновлённой Варненской школе, следующая работа которой состоится в июне 2006 года.
Затем, участники встречи поделились успехами и трудностями в реализации своих планов. В частности, проф. В. Проданов отметил: «В Болгарии сейчас другая ситуация по сравнению с социалистическим периодом. Институт философии дважды закрывали. В 1998 г. его вновь открыли. Наш институт – самый эффективный в Академии наук. Его «продукция» (опубликованные работы, количество конференций и т.д.) составляет 25% от общего объема деятельности Академии наук Болгарии. В. Проданов выразил сожаление, что российское влияние на болгар значительно ослабло. В школах не изучают русский язык, его заменил английский. А мы – славяне – должны быть вместе». Далее В. Проданов заострил внимание на проблеме финансирования проектов, подчеркнув, что «в Болгарии есть Фонд национальных научных исследований, который поощряет международное сотрудничество. Кроме того, Европейский Союз финансирует тему «Философия толерантности», НАТО – тему «Философия и безопасность», но средств катастрофически не хватает».
Тему продолжила проф. А. Владова, которая подчеркнула: «Да, мероприятий крупного масштаба сейчас нет между нами, но открыт «тихий» фронт в нашем сотрудничестве. В частности, в октябре 2005 г. в г. Ставрополе состоится совместная конференция «Социальные конфликты в процессе глобализации». Нам, социологам, не хватает философской методологии, и мы приглашаем Вас принять участие в данной конференции. «Связь времен» не прервалась, а продолжается на спокойном, бесшумном уровне». На это последовало две реплики. В частности, проф. И. Калчев сказал: «У болгар есть поговорка «О чем бы Вам не говорили, знайте, речь идет о деньгах», на что проф. А.Н.Чумаков заметил, что «вопросы финансирования сотрудничества не являются непреодолимым препятствием, т.к. хорошие идеи при соответствующих усилиях находят и необходимые деньги».
Затем И. Калчев рассказал о состоянии философии и жизни философов в Болгарии: «В стране сейчас нет обязательного изучения философии в вузах. Кандидатский экзамен по философии упразднили. В средней школе изучается логика, философия права и философия морали. В общественном мнении распространена позиция, что философия практически не нужна. Философию в Болгарии часто отождествляют с марксизмом: «Вы философ, значит Вы – марксист». Многие философы вынуждены сменить профессию». Далее И. Калчев предложил провести дискуссию, поставив вопросы: «Что случилось с философией? Действительно ли в ней есть потребность в настоящее время? Какая философия нам нужна? Лично я придерживаюсь скептического взгляда на судьбу философии, – отметил он и пояснил свою позицию. – Развитие науки и техники отрицает философию. Если предназначение философии – любовь к мудрости, то сейчас полезность заменяет мудрость. Философия не может дать практического эффекта. Мы – философы – варимся в собственном котле. Простые люди отрицательно относятся к философии, она им не понятна. Фактически отсутствует общественный резонанс философии. Философия не стала открытой для общества»
Пессимизм И. Калчева поддержала К. Буюклиэва: «Философия слишком абстрактна, но любая наука имеет свое философское основание. Будущее философии связано с философскими основаниями отдельных наук». В. Проданов возразил своим коллегам-соотечественникам: «Без философии люди беднеют духовно, поэтому роль философии будет возрастать. О чем, в частности, свидетельствует значительный рост студентов – философов в Болгарии».
Вступившие в дискуссию российские философы практически единодушно воспротивились позиции отрицания философии. Так, д.ф.н., проф. Г.Ф. Трифонов (Чебоксары) заметил: «Если философия будет отвечать на реальные запросы жизни, то представление о конце философии отпадает само по себе. Во многом такое представление обусловлено низким качеством подготовки профессиональных философов, что наблюдается сейчас во многих странах».
Д.ф.н., проф. Э.А. Тайсина (Казань) подчеркнула: «Множество наук дают пищу для философии, но она – единственная королева наук. Философская традиция не нами заложена и не на нас она оборвется. Я верю в блестящее будущее философии, так как она устремлена к универсальному знанию об универсальной Вселенной. Философия не только знание, но и  уникальное чувственное удовольствие, наслаждение от мысли. Философ всегда счастлив. Философия, по Аристотелю, бескорыстна, ибо это мудрость ради мудрости. Философия, по Хайдеггеру, единственная возможность остаться автономным, т.е. свободным и творческим человеком. Еще Фалес говорил, что нет ничего полезней хорошей теории».
Поддержавший дискуссию д.ф.н., проф., академик АН РС(Я) Е.М. Махаров (Якутск) согласился с предыдущими выступлениями, сказав: «В целом мировая философия не находится в кризисе. Речь может идти лишь о снижении значения философии в определенные исторические периоды, да и то в отдельных странах и по некоторым направлениям. В России философствование в последние годы получило широкий размах, как на житейском, так и на теоретическом уровне. Ежегодно издаются сотни книг по философии, конечно, не все они отличаются высоким качеством. Современная общественная жизнь характеризуется утилитаризмом и прагматизмом. Технократичный стиль мышления в какой-то мере снижает востребованность философии, но это, на мой взгляд, явление временное, – заключил он».
Данную точку зрения поддержал и д.ф.н., проф. А.Н. Чумаков (Москва), по мнению которого «философия, единожды возникнув, теперь будет всегда, пока человек сохраняет способность думать. Это попросту «медицинский» факт. А разговоры о кризисе философии надуманы. Есть кризисы общественного развития и  кризисы сознания, которые в силу различных причин время от времени возникают, обостряя и вопросы о статусе, роли философии. Отсюда ее востребованность всегда исторически неоднозначна. Что касается того, какая философия нам нужна, то ответ конкретный – обществу нужна всякая философия, и не только потому, что по своей природе она плюралистична, но и в силу того, что, отражая степень свободы, самостоятельности и критичности мышления, она является важнейшим индикатором духовного развития общества».
К.ф.н., доц. А.Г. Пырин (Москва) продолжил тему, заметив: «Представление об умирании философии становится, к сожалению, тенденцией для западной цивилизации. Но полезность не может заменить мудрость. Полезность материальна и ограниченна процессом насыщения. Закон уменьшения пограничной пользы гласит: Результаты достижения пользы растут в арифметической, а затраты на их получение – в геометрической прогрессии. Мудрость духовна, а поэтому безгранична по потенциалу. Без философствования, включая и «доморощенного», человек не может существовать».
На встрече, продолжавшейся несколько часов, были затронуты и другие вопросы развития философии и творческого сотрудничества, в обсуждении которых помимо болгарских коллег приняли участие также: д.ф.н., проф. М.И. Билалов (Махачкала), к.г.-м.н. С.Г. Грешнер (Москва), д.ф.н., проф. Л.В. Денисова (Омск), к.ф.н., доц. Т.Г. Евсеева (Москва), к.г.-м.н. Е.Б. Золотых (Москва), к.ф.н. А.Д. Королев (Москва), д.ф.н. Т.В. Кузнецова (Москва), д.ф.н., проф. И.К. Лисеев (Москва), к.ф.н., доц. С.Н. Лютова (Москва), к.ф.н., доц. О.Д. Маслобоева (Санкт-Петербург), д.ф.н., проф. М.Я. Сараф (Моск. обл.), к.ф.н., доц. Т.А. Сметанина (Нижний Новгород), д.э.н., проф. С.М. Сухорукова (Москва), к.ф.н., доц. А.С. Ширяева (Москва), к.ф.н., доц. О.К. Шиманская (Нижний Новгород) и др.
Завершилась встреча совместной прогулкой-экскурсией по ночной Софии.

*     *     *

На следующее утро снова в дорогу. За окном мелькают изумительные балканские пейзажи, и вот она – долгожданная Греция. Как-то сразу бросаются в глаза не встречавшиеся до этого ни разу солнечные батареи на крышах симпатичных и аккуратных домов, ухоженные хлопковые поля и оливковые рощи, хорошие дороги... 9 дней, проведенных в Греции, оставили массу впечатлений, о которых кратко и не скажешь, а потому упомяну лишь немногое из этого ряда. Прежде всего, конечно, Афины! Чего стоит только Акрополь, поражающий воображение своим величием и буквально «парящий» над городом, а  Парфенон, театр Диониса, храм Зевса Олимпийского, храм Гефеста, греческая и римская агора, Керамик, Археологический музей, Плака, Олимпийский стадион, наконец, самый высокий холм Ликабет, с вершины которого открывается впечатляющий вид на белокаменный город[1], его окрестности и залив с виднеющимися вдали силуэтами островов! Все это надо видеть, ибо никакие кино- и фотосъемки, не говоря уже о рассказах, не могут передать ощущение «личного присутствия», какого-то странного, интуитивно воспринимаемого чувства «прикосновения» к вечности и «погружения» на огромную временную глубину, когда, стоя у подножья величественных колонн или у древнего театра чуть ли не физически испытываешь колоссальное «давление сверху» двух с половиной тысячелетий. Именно там приходит  ощущение той особой среды и уникальной атмосферы, которые пробудили у древних греков любовь к мудрости и стали благодатной почвой для расцвета античной философии, литературы, скульптуры, архитектуры…

Но запало не только это. Представьте себе погожий день и множество народа со всего света, группами и в одиночку идущего на Акрополь. Повсюду вещающие на разных языках гиды и плотно окружающие их туристы. Во всем чувствуется какая то приподнятость и живой интерес к далекой истории. Здесь же у подножия Акрополя, где начинаются экскурсии, на видном месте, один из указателей со стрелкой, показывающей на зеленую рощу метрах в 150,  гласит – «Тюрьма Сократа». В первую очередь спешим туда. И каково было удивление, когда у замурованной решетками пещеры (и даже в округе) не обнаруживаем никого. Потом я снова несколько раз возвращался туда и всегда оказывался один (!) у подножия скалы, где наидостойнейший из философов (быть может, больше других «повинный» в том, что теперь Афины одолевают толпы туристов) «держал» самый главный и самый суровый «экзамен по философии»… Нужен ли лучший повод, чтобы задуматься о прошлом, настоящем, да и о будущем отношении общества к философии и философам?!

Встреча с Ф.Х. Кессиди в Афинах

18 августа в Афинах состоялась беседа с известным российским и греческим философом Феохарием Харлампиевичем Кессиди, проживающим в последние годы в Греции. Ф.Х. Кессиди вместе с супругой Ольгой Николаевной очень тепло приветствовали российскую делегацию. Во время встречи был затронут широкий круг вопросов, касающихся российской, греческой и мировой философии, современной ситуации в России и Греции. Ниже приводится краткая запись суждений Феохария Харлампиевича по поводу некоторых вопросов, затронутых в ходе беседы.

======

Каково состояние философии в мире, Греции и России?
— Рубеж между ХХ и XXI веками определяется не философией, а торговлей. Требования к профессиональной философии на Западе снизились. Процедура защиты диссертации в некоторых странах упрощена до предела: лишь рассылаются авторефераты нескольким коллегам-философам, от которых получают отзывы. Философией в Греции во многом занимаются филологи. Владея древнегреческим языком, филологи «цепляются» за слова, а саму философию плохо знают. Престиж философии не очень высок, хотя переводится много иностранной литературы по античной философии. Современные греки в настоящее время занимаются древностью не в должной мере. Даже туристический бум мало касается исторических мест, связанных с древнегреческими философами и их деятельностью. Так, например,  тюрьма, где сидел Сократ,  почти не посещается туристами. Однако в Восточных странах интерес к древнегреческой философии возрастает. В Японии изучают Платона, Аристотеля и других. В Китае переведена «Илиада» Гомера, за что автор перевода получил премию от Греческого правительства.
Российская философская школа, по моему мнению, по степени профессиональной подготовленности и организованности – одна из лучших в мире. К сожалению, видные российские авторы на Западе (в том числе в Греции)  мало известны. В сфере же изучения древнегреческой философии Россия оказалась провинцией по причине длительной изолированности от мировой философии. На Западе издана 6-и томная «История греческой философии (от Фалеса до Аристотеля)» W.Guthrie. В нашей стране таких фундаментальных работ пока нет. «Хромает» и качество трудов по древнегреческой философии. Так, А.Ф. Лосев считает Платона материалистом и утверждает, что греки не имели представления о свободе. Между тем греки впервые установили демократию, которая явилась внешним выражением их внутренней свободы. Для греков свобода была тем, что отличало их от «варваров». Кстати, к А.Ф. Лосеву в целом неоднозначное отношение среди философов мира. Одни считают его гением, другие – графоманом (см., например, статью «Лосев и тоталитаризм» в журнале «Вопросы философии», насколько помню, № 5 за 2001 г.). Он создал 8 объемных томов по античной эстетике, но они написаны с позиции, совмещающей марксизм и православие. На Западе есть труды по данной теме более интересные и значительно менее объемные.
Ф.Х. Кессиди благожелательно высказался о «Вестнике РФО», который он получает регулярно. «...В нем часто появляются интересные статьи, они лаконичны, остры и оперативны в подаче информации».
Как преподается философия в Греции?
— Хотя философия преподается в гимназиях и лицеях, но, как правило, копируется ее западная интерпретация. При этом господствует описательность. Изучение философии является обязательным только для гуманитарных факультетов. Преподаватель сам составляет программу лекций. Даже был случай, когда один профессор целый год читал лекции лишь по Сократу.
А как обстоят дела с образованием и социальными программами?
— Что же касается образования вообще, то в целом в Греции оно бесплатное, также как учебники, которые получают ученики и студенты. Вместо стипендии студенты имеют право на бесплатное проживание в общежитии (для иногородних) и питание. Правда, для того, чтобы поступить в высшее учебное заведение, требуется дополнительное платное обучение на специальных курсах.
Здравоохранение по большей части тоже бесплатно. Скидка на лекарства от 75 до 90 %. Больниц в Афинах не хватает. Палаты чистые, но отношение персонала обычно казенное.
Вообще говоря, капитализм в Греции в известной степени социально ориентирован. Социалистическая партия, созданная Андреасом Папандреу, была у власти свыше 10 лет, но некоторые ее чиновники и партийные  функционеры проворовались, поэтому к власти более года назад пришла «Новая демократия» (партия правого толка). Однако, как и следовало ожидать, ее широковещательные обещания почти не выполняются. Более того, с 1-го сентября повысились цены на электроэнергию и воду, не говоря о бензине. Эта партия еще не проворовалась и коррупции стало меньше.
Каково отношение греков к России?
— Когда рухнул Советский Союз, интерес греков к России, который ранее был необычайно высок, угас. Перестройка перевернула отношение к России, о которой греческая молодежь в данное время почти ничего не знает, не говоря о бывших республиках СССР. (Одна знакомая девочка на вопрос о том, какая страна больше по территории – Греция или Россия, ответила: «Греция».) Русский язык изучается на филологическом факультете Афинского университета (в одной группе).
Авторитет Горбачева среди значительной части греков (исключая коммунистов) все еще высок. Отношение же к В.В. Путину в целом доброжелательное. Встречал греков, которые сожалели, что Путину дважды не удалось попасть на Святую Гору (Афон).
Греческие коммунисты пользуются значительным влиянием в стране. Отчасти это обусловлено склонностью многих греков к левым взглядам. В советское время, получая от ЦК КПСС около 1 млн. долларов в год, они вкладывали деньги в акции. Поэтому коммунисты выпускают свои газеты большей частью без рекламы.
Велико значение православия (95 % населения – православные). Когда решался вопрос об отделении церкви от государства, то было собрано свыше 2 млн. голосов протеста. Церковь порой не совсем одобрительно относится к установке  памятников выдающимся  деятелям Древней  Эллады («язычникам»). В стране много православных праздников, когда люди не работают. Национальных праздников всего два.
В Греции русскоязычная диаспора достаточно велика. Только в Афинах выходит на русском языке более 5 газет (их количество постоянно меняется). Эти газеты живут преимущественно за счет рекламы. Газеты выходят и на других языках – французском, албанском, болгарском и других. Народ обеспокоен наплывом албанцев в страну.
Заканчивая встречу, Ф.Х. Кессиди признался: «В России я был греком, а в Греции являюсь русским»[2].



ОТРЫВКИ