УЧЁНЫЕ

Чумаков Александр Николаевич (1950)

Отечественные
Теоретик и организатор науки, специалист в области глобальных
исследований, доктор философских наук, профессор, член Президиума Российской экологической академии, вице-президент Международной ассоциации глобальных исследований. Область научных интересов – философские и социокультурные аспекты глобализации и ее последствий; проблемы научно-технического прогресса и социальной экологии. Автор более 400 научных работ в области глобалистики, 7 монографий и учебников, в том числе на иностранных языках. Лауреат премии им. Н.К. Байбакова, присуждаемой Международной топливно-энергетической ассоциацией «За большие достижения в решении проблем устойчивого развития энергетики и общества» (2004).

Окончил Хадыженский нефтяной техникум (1972), работал бурильщиком в нефтяной промышленности, на ядерных полигонах в Семипалатинске, на Новой Земле (1972–1975). С отличием (именная стипендия им. К. Маркса) окончил философский факультет и аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова (1981). Защитил кандидатскую диссертацию по социальной экологии (1984), докторскую диссертацию на тему «Социально-философские аспекты глобальных проблем» (1991).

В настоящее время – Первый вице-президент Российского философского общества; заведующий кафедрой философии Финансового университета при Правительстве РФ; ведущий научный сотрудник и руководитель группы «Глобальные исследования» Института философии РАН; профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, где читает авторский курс «Глобалистика» и ряд спецкурсов; основатель и соруководитель (И.К. Лисеев, А.В. Кацура) постоянно действующего на базе Президиума РФО и Института философии РАН теоретического семинара «Философско-методологические исследования глобализации».

Основатель (совместно с Л.Е. Грининым) и главный редактор журнала «Век глобализации»; инициатор издания и главный редактор журнала «Вестник РФО»; один из инициаторов создания и заместитель главного редактора журнала «Гуманитарные науки»; член редакционных советов и редколлегий журналов: «Геополитика и безопасность», «Вестник Московского университета. Серия Глобалистика и геополитика», «Полигнозис», «Философия и культура», «Философия образования», «Гуманитарные науки», «Эволюция», «Пространство и время», «Каспийский регион», «Диалог» (Болгария), «Credo», «Journal of Globalization Studies», «Philosophy of Education», «Informacion Filosofica» (Италия). Ответственный редактор и член редколлегий более 50 книг, учебников, справочных изданий. Член авторских коллективов серии книг, учебников, справочных изданий. Соредактор, составитель и автор более 40 статей международной междисциплинарной энциклопедии «Глобалистика» на русском и английском языках (М. : Радуга, 2003). В 2003 г. состоялась презентация этой энциклопедии на XXI Всемирном философском конгрессе (Стамбул); в том же году она была признана «Книгой года-2003» по результатам ежегодного конкурса издателей России в номинации «Энциклопедист», а в 2004 г. получила премию им. Н.К. Байбакова. Чумаков – соредактор, составитель и автор около 100 статей международного междисциплинарного энциклопедического словаря «Глобалистика» (М.; СПб., 2006 – на рус. яз.), английское издание готовится к печати (Нью-Йорк, 2012). В последние годы под его научным и оперативным руководством осуществлялась значительная творческая работа над фундаментальным проектом «Глобалистика: персоналии, организации, труды. Энциклопедический справочник».

Чумаков – активный участник всемирных, международных и всероссийских конгрессов, форумов, конференций по проблемам глобалистики; один из главных организаторов всех шести Российских философских конгрессов (1997, Санкт-Петербург; 1999, Екатеринбург; 2002, Ростов-на-Дону; 2005, Москва; 2009, Новосибирск; 2012, Нижний Новгород) и участник пяти Всемирных философских конгрессов (1988, Брайтон; 1993, Москва; 1998, Бостон; 2003, Стамбул; 2008, Сеул), на которых руководил секциями и «круглыми столами» по глобальной проблематике. На XXII Всемирном философском конгрессе в Сеуле был приглашенным пленарным докладчиком на симпозиуме «Глобализация и космополитизм», где выступил с докладом «Глобализация и космополитизм в контексте современности».

В работах Чумакова формулируется и обосновывается взгляд на глобалистику как особую междисциплинарную сферу научных, философских и культурологических исследований, направленных на осмысление процессов глобализации, а также на теоретическое и практическое решение порождаемых глобализацией глобальных проблем современности; выявляется и разрабатывается круг основных категорий глобалистики («глобализация», «глобальные проблемы», «мировое сообщество», «глобальное сознание», «антиглобализм», «экологический кризис», «массовая культура» и др.), формулируются фундаментальные положения, составляющие философскую основу глобалистики как специфической отрасли философского знания (генезис процессов глобализации, критерии глобальности, классификация глобальных проблем, влияние их на социальную активность и практическую деятельность людей и т.п.); выделяются основные этапы формирования и становления глобалистики, а также ее различные направления – философско-методологические, интерсоциальные, социоприродные, футурологические, глобальное моделирование.

Построению общей теории глобализации посвящены работы последних лет, в которых воссоздается целостная картина мира, показано, когда и почему появилась глобализация.

В связи с этим выделяют четыре основные эпохи, которые сопутствуют историческому развитию с момента возникновения общества до обозримого будущего.

1. Эпоха фрагментарных событий и локальных социальных связей, которая начинается как минимум с появления человека разумного (40–50 тыс. лет тому назад) и завершается неолитической революцией, т.е. перед возникновением и формированием первых государств около 7–3 тыс. лет до н.э.
2. Эпоха региональных событий и территориально ограниченных международных отношений длится от завершения неолитической революции, когда уже сформировались и окрепли государства, до начала Великих географических открытий, т.е. эпохи Возрождения.
3. Эпоха глобальных событий и всеобщей экономической и социально-политической зависимости, продолжавшаяся от эпохи Великих географических открытий до середины ХХ в., когда мир стал целостным в географическом, экономическом, политическом и экологическом отношениях.
4. Эпоха космической экспансии и космических конфликтов, начало которой совпадает с запуском в 1957 г. первого искусственного спутника Земли, а продолжение уходит в обозримое будущее.

При этом глобализация рассматривается и как естественно-исторический процесс, и как сфера взаимоотношений и противоборства различных сил и интересов. Она проходит три основные стадии развития: 1) реальная глобализация (XV – первая половина XIX в.); 2) фундаментальная глобализация (вторая половина XIX – первая половина XX в.); 3) многоаспектная глобализация (вторая половина XX – настоящее время).

История в работах Чумакова предстает как единый, разворачивающийся во времени процесс смены приведенных выше исторических эпох, а переходы от одной эпохи к другой выглядят как основные поворотные пункты общественного развития – метаморфозы. В конечном счете логика развития объективных процессов порождает глобализацию, которая охватывает всю Землю на уровне трех ее основных сфер – геологической, биологической и социальной, которым дается объединенное название «триосфера». В итоге в центре внимания оказываются культура, цивилизация и глобализация, анализируемые как тесно взаимосвязанные, фундаментальные характеристики различных культурно-цивилизационных систем. Показано, как в результате поступательного развития и совершенствования культуры возникли и стали развиваться цивилизационные связи, породившие отдельные очаги цивилизации; в конечном счете цивилизационное развитие привело к глобализации, которая в свою очередь обусловила появление во второй половине ХХ в. глобальных проблем современности.

Используя системный подход к пониманию социальных процессов и опираясь на новейшие философские и научные достижения в этой области, Чумаков приходит к выводу, что линейноплоскостный мир уступил место миру объемному, голографическому. С этих позиций он разрабатывает тему конфликтов интересов и возможностей диалога в глобальном мире, утверждая, что объединяющим началом для человечества выступает его цивилизационное единство, тогда как культурное разнообразие лежит в основе дифференциации различных стран и народов. Отсюда делается вывод, что межкультурный диалог является тем более конструктивным, чем более высокий уровень цивилизационного развития имеют вступающие в отношения стороны. Обосновывается точка зрения, что в XXI в. на первый план в глобалистике выйдут теория и практика глобального управления, а центр внимания в философском анализе глобализации и глобальных проблем сместится в сферу аксиологии, экологического просвещения и формирования глобального сознания.