НОВОСТИ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГОЭВОЛЮЦИОНИЗМА

– Уважаемый Михаил Иосифович, сегодня о глобализации говорят практически все и везде, но понимают её, как правило, по-разному. А как Вы понимаете глобализацию и как относитесь к данному явлению?

– Мне представляется, глобализация как понятие имеет ряд аспектов. Во-первых, это все более полное объединение человечества всех народов и стран политическое, экономическое и культурное. Во-вторых, это само тяготение и процесс стремления к этому объединению – стремление такое носит как сугубо объективный, так и личностный, сознательный характер. В-третьих, аспект сугубо теоретический – научное обоснование закономерности и неизбежности всеобщего в масштабах Земли объединения. И, в-четвертых – в рамках вышеупомянутого теоретического обоснования – создание модели, конструкции идеального единого мира.
Вот в этом и нужно прежде всего разобраться – и не на уровне конкретики и технических механизмов, это дело политиков, финансистов и промышленников, – а на уровне политической философии и объективной социологии.

А). Уровень системный. Любая система проходит свой фазовый цикл существования. Зарождение, развитие, плато, пик, спад, крах. Фазы развития включают в себя стремление к предельному расширению. К максимальной экспансии и аннексии окружающей материи в окружающем пространстве насколько это возможно. Это фазы преобладания центростремительных сил.
На уровне биологическом – это рост организма и распространение вида. Вещества почвы, вода и солнечная энергия поглощаются растением в максимально возможном для него количестве. А семена и корневые побеги распространяют растения этого вида на максимально большое пространство. С животными аналогично.
А на уровне социальном – любой социум, достигший определенной численности и мощи (суммарный уровень энергетики, развития орудий и т.п.) стремится к экспансии и захвату соседей.
В борьбе столкнувшихся систем устанавливаются уровни равновесия и сосуществования, либо же более потентная система уничтожает конкурирующую и присваивает ее пространство и ресурсы. Так происходит отбор более приспособленных и в конечном счете совершенных систем и отбраковка слабых (в историческом смысле), так вершится эволюция.
Не забудем, что в историческом процессе последних, скажем, трех тысяч лет исчезло множество племен и малых народов, да и не очень малых – чтобы, будучи поглощены народом доминирующим, завоевателем и покорителем, слиться в великий народ с одной великой культурой и одним языком. Таковы французы, англичане, русские, немцы – да все великие народы.
Глобализация, как мы ее наблюдаем сегодня – это экспансия западной, иудеохристианской, евроатлантической цивилизации в масштабах планеты. Это западные наука и техника, западный тип производственных отношений, западная культура. На этой базе происходит унификация земных цивилизаций.
Если рассматривать цивилизацию как систему – западная цивилизация поглотила мир и переформатирует народы и страны по своему образцу. Почему западная? Как наиболее эффективная материально, энергетически и информационно, в которой человек максимально свободен в выборе действий, а действия его максимально эффективны с точки зрения соотношения усилие–результат.

Б). Уровень энергетический. Жизнь есть форма захвата свободной энергии, справедливо заметил Гельмгольц. Можно добавить: захвата, переработки, усвоения и выделения свободной энергии. Это относится как к любым органическим системам, так и к социальным. Любая система стремится захватить, усвоить, переработать и выделить максимальное количество энергии. Уровень роста энергопотребления жестко коррелирует с уровнем развития цивилизации, заметил еще Лесли Уайт.
Рост энерговооруженности социальной системы имеет аспекты информационный, инструментальный, организационный и экстенсивный. Система стремится к максимальной эффективности и максимальному росту, к развитию как интенсивному, так и экстенсивному. Результат один: максимальная совокупная энергетичность (энергоемкость, способность к совершению преобразований окружающей материи) системы.

В). Уровень поливариантности. Чем больше вариантов решения любых проблем – тем более эффективна и жизнеспособна система: на любой вызов можно избрать самый эффективный ответ. Это преимущество большой и сложной системы перед малой и простой. Глобальная система – максимально эффективна и жизнеспособна в этом плане. Находит самую подходящую территорию, самую дешевую (или квалифицированную) рабсилу, оптимальный климат для решения определенной задачи и т.д.

Г). Уровень свободной миграции монады. Свобода! Система стремится к тому, чтобы в ее рамках мельчайшие неделимые элементы имели максимум эффективности и максимум возможно высокого энергетического уровня. Гражданин империи свободнее гражданина племени, где все регламентировано и нет выходы за его пределы. В империи на стихийном, объективном уровне люди распределяются по социальным ролям и эффективности труда несравненно эффективнее (пардон за тавтологию), чем в племени. Чем многочисленнее группа и свободнее социальные лифты – тем больше самых подходящих работников во всех сферах. Тем эффективнее система. Это – один из аспектов, почему система объективно стремится к расширению.

Как к этому может относиться человек русской культуры? Со смешанным чувством. В русской культуре растворились культуры многих племен и народов, отдав ей свою жизненную силу – и сами став частью общей русской значимости. А глобализация проходит на базе английского языка и западноевропейской культуры (и неразъемной с ней американской), каковая есть культура германо-романская: наложение германских племен на римское наследие. Пока процесс идет дальше – Россия в нем растворяется: не только моды, искусство, наука и техника, но и сам язык, где все больше англоязычных заимствований, не имеющих аналогов в русском… Мы превратились из растворителей в растворяемые, фигурально выражаясь, и нас как идентифицирующих себя с русской культурой это не может не печалить.

– Есть ли какая-то связь между глобализацией и пандемией коронавируса и, если есть, как Вам это видится?

– Связь конкретная всем явна и понятна. Работы с генной модификацией конкретного вируса начались в США, переместились в Китай, и оттуда новый вирус, вырвавшись из-под контроля, быстро распространился по связанному авиарейсами миру. Хотя, конечно, и Великая Чума XIV века, и «испанка» 1918-1920 годов, также захватили весь обитаемый, то есть известный на тот момент, мир. Разница только в скорости распространения и в отсутствии сейчас каких-либо изолированных ареалов, где можно было бы пандемию безопасно пересидеть.

А вот в лечении коронавируса роль глобального сотрудничества выражена характернее: все вирусологи, клиницисты и фармацевтические лаборатории мира постоянно делятся информацией и сообща ищут наилучшие решения для лечения.

– Можно ли считать, что глобализация поменяет свой вектор развития после прекращения пандемии? Если да, то какой, примерно, путь ей предстоит?

– Ни Великая Чума, ни «испанка», ни все прочие эпидемии и пандемии в общем никак не повлияли на объективное движение мира к централизации. Сам по себе коронавирус не может ничего принципиально изменить даже в самом трагическом варианте: если вымрет заметная часть человечества. Такое в истории уже бывало.

Но следует учесть, что разнообразные катаклизмы, от засух и наводнений до эпидемий, не раз служили в истории триггерами процесса развала великих держав и цивилизаций. С катаклизмов начинались великие смуты и социальные потрясения: стихийные бедствия уменьшали устойчивость и жизнеспособность империй. И поскольку в процессе глобализации связаны очень много самостоятельных величин с собственными функциями, то не исключено, что центростремительный процесс может смениться на центробежный. Не до «конца истории», но на обозримые десятилетия. Все зависит от масштаба экономических разрушений, причиненных пандемией. Условно: если выживет 8% населения, им будет не до глобализации – связи разрушатся, экономики упадут, и каждая колония будет жестко преследовать собственные интересы.

Наглядный пример – Римская Империя.

Но – возможное разбегание мира в разные стороны не отменяет конечного стремления к единству все равно. Центростремительные и центробежные силы всегда и в любой система меняют рано или поздно свое доминирование.

Сегодня (конец июня 2020) откровенная гражданская война западных левых, социалистов всех мастей, против своих государств, может спровоцировать у многих стран желание дистанцироваться и отгородить себя от современного западного либерализма – по сути, от тоталитарного социализма доминирующих меньшинств. Если самые развитые страны уничтожат свои свободы и экономику, а менее развитые изолируются от них – впору думать о новом средневековье, а не о глобализации. Особенно с учетом фактора Среднего и Ближнего Востока.

– В свете современных глобальных проблем снова активизируются разговоры о глобальном правительстве. Что Вы думаете на этот счет? Насколько конструктивны такие разговоры и сама идея мирового правительства?

– Еще до Римского Клуба такую идею выдвигали писатели-фантасты, а императора, дворцовый аппарат и сенат Рима II–III веков н.э. можно считать прообразом правительства Единой Мировой Державы. Главная проблема – соотношение централизации и децентрализации. С одной стороны, координация действий мировой экономики (что уже есть политика) крайне полезна и выглядит естественной. С другой стороны, только люди на местах могут мгновенно учитывать экономическую конъюнктуру и адекватно на нее реагировать. Централизованное правление крайне громоздко и неизбежно забюрократизировано и медлительно. Вопрос разграничения централизованных и местных функций невозможно решить раз и навсегда, здесь неизбежна постоянная борьба и колебания.
Совет Европы быстро сделался очень неэффективен и стал не только мешать производителям многих стран, но и навязывает им свою политику, часто идущую вразрез с их интересами. ООН превратилась в пустую, в общем, говорильню, где из политкорректности многие службы возглавляют представители отсталых стран третьего мира, и которая мало что, в сущности, решает. А кроме того, транснациональные корпорации активно претендуют на роль неписаного, но куда как реального мирового, над-государственного правительства, продавливая и покупая решения в своих интересах.
По естественному закону развития и угасания социальных систем централизация мировой власти будет нарастать – пока централизация и бюрократизация не сделают ее малоэффективной, и тогда центростремительные тенденции сменятся центробежными.
Обобщая, это можно назвать Законом Пульсации Социальных Систем. Любая система существует в динамическом равновесии центростремительных и центробежных сил. По мере нарастания одной тенденции ее следствия переходят меру и начинают противоречить начальной задаче – и тогда доминировать начинает противоположная тенденция. Время расти и объединяться – и время сокращаться и разделяться.
Жизнь любой цивилизации – это несколько циклов расширения-дробления – от малого объема ко все большему – и после пика в несколько пульсаций ко все меньшему.

– Способно ли человечество справиться с глобальными вызовами и что для этого необходимо предпринять?

– Откровенно говоря, я не вижу никаких глобальных вызовов. Проблема потепления сменила господствующую полвека назад проблему похолодания – мне это не представляется реальным. Проблему перенаселения природа, по своим законам, решила сама – по мере развития цивилизации население не увеличивается, но уменьшается (об этом явлении и его причине я писал еще в 1997 году в книге «Все о жизни»). Проблема инфекций – вечная, это аспект существования человека в биосфере.

Есть огромная проблема системного кризиса западной цивилизации, которая самоликвидируется через разрушение всех цивилизационных институтов: разрушение семьи поощряется материально, все виды заведомо бесплодных сексуальных отношений поощряются морально и юридически, чужеродные культуры и этносы поощряются и внедряются, а собственные угнетаются. Что ведет к мировому лидерству Китая во главе Юго-Восточной Азии и уничтожению христианской сущности Запада агрессивным исламом.
Истинно же главная проблема – это самозамещение человечества постчеловечеством: киберустройствами, искусственным интеллектом, машинной цивилизацией. Но это – тема отдельного разговора: будущее, в которое мы движемся. Здесь мы ничего изменить не можем.

– Какое место занимает Россия в современном глобальном мире и какое будущее ей уготовано?

– Это трагический вопрос. И для нас всех, и для меня лично.
В современном мире информационных технологий и специализации производства Россия стала поставщиком энергоресурсов и рынком сбыта любой продукции, причем рынком не таким уж большим в глобальных масштабах: 146 миллионов, 9-е место в мире, нас догоняют Мексика и Япония, а Бангладеш и Нигерия впереди, не говоря о Бразилии. Причем: у нас нет даже собственного оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождения на современном уровне.

Каждый год Россия теряет от 100 до 300 тысяч человек, уезжающих жить и работать за рубеж; и это из лучших, самых образованных, умных и энергичных. А замена происходит за счет мигрантов из Таджикистана и Узбекистана, как правило низкоквалифицированных и малообразованных. Проживание и обучение в ведущих странах Запада детей и семей российской элиты – это приговор: если элита страны лично ориентирована на Запад, то идеологически и ментально Россия уже обезволена и тонет, находится в подчиненном положении на уровне идей и мировоззрения, на уровне взгляда в будущее. Дочь Сталина предпочла США, сын Хрущева предпочел США. Это трагично, это страшно.

Русский Дальний Восток и Приморье явочным порядком осваивает Китай. Ядерные отходы из Европы мы захораниваем у себя. Огромные свалки губят территорию. Несменяемость власти гарантирует несменяемость этого положения. Мы уже не можем даже воспроизводить качественно вооружения советских разработок. Это всем известно. Мы – тонущая страна… И только за счет вооруженных сил еще находимся на мировой авансцене.
Простите, что повторил банальности, но это мое мнение.
Когда истощатся недра, а нефть и газ заменятся альтернативным топливом, нас ждет катастрофа. Полагаю, возникнут Дальневосточная Республика, Уральско-Западносибирская Республика, Северо-Западная Россия, Новороссия на Кубани и несчастный Центральный Округ. Второсортные бедные государства.

И русская литература, кстати, будет нужна все меньше.

– Как Вам пришла идея энергоэволюционизма и можно ли связать это с глобалистикой?

– Я думал об этом со школьных лет: почему хорошие люди редко торжествуют в жизни и обычно несчастливы, почему жизнь несправедлива, и в чем же смысл такого устройства жизни? А затем в годы студенческие и позднее: почему человечество уничтожает свою планету, сознавая это, и как это можно увязать со всем сущим?

А на дворе стояли 1960-е годы, потом 70-е, мы жили в СССР за железным занавесом, и доступа к современной мировой информации не было. Все мои источники: «Основные начала» Герберта Спенсера в русском издании 1897 года, «Мир как воля и представление» Шопенгауэра, рассказ «Голем XIV» Станислава Лема и разрозненные статьи из журнала «Наука и жизнь», плюс обрывочно проскальзывавшие сведения об экспериментах Зимбардо, Милгрэма и Аша. (О синергетике Хакена и диссипативных структурах Пригожина мы узнали значительно позднее.) Позднее в уже готовую теорию уложились основы классической термодинамики.

В начале 1981 года, мне не было 33-х лет, все мои вопросы и ответы уложились в одну прекрасную ночь воедино: элементы мозаики стали на место. (Далее картина расширялась.)

Индуктивный путь умозаключений вел от психологии отдельного человека как мотивационного механизма всех поступков его жизни – к направлению и сути движения человечества в целом. И в январе 1981 года осознание, вывод звучал жутко, на фоне официального советского оптимизма: неизбежная гибель, самоуничтожение человечества как закономерный итог биологической эволюции. А на пути к нему – совершение человечеством максимально возможных, принципиально не ограниченных действий, свершений, изменений мира.

Почему? Потому что человек, как любая биосистема и в рамках любой социальной системы, стремится максимально реализовать свою потенцию, свой инстинкт жизни – а потому и для того стремится к максимальным ощущениям, а через них (в общем и среднем) – к максимальным действиям.
А путь умозаключений дедуктивный, встречный, от Вселенной к человеку, полностью с первым сходится. Первый этап существования Универсума – структуризация недифференцированной энергии в субъэлементарные и элементарные частицы, в атомы простейших элементов – водорода и гелия, далее – образование звезд I поколения. Через свой срок они выгорают, обрушиваются внутрь себя, взрываются с выделением огромного количества энергии – и образованием более сложных элементов. Далее – звезды II поколения, их жизненный цикл и смерть, выделение энергии и образование тяжелых металлов, затем звезды III поколения и планеты. (Разумеется, это в рамках теории Большого Взрыва и господствующих гипотез.) Вот этот процесс: структуризация с усложнением – распад с выделением энергии и дальнейшим усложнением – во-первых, и есть стержень эволюции, а во-вторых, идет с ускорением от начала Универсума. (Феномен планковского времени мы сейчас оставим в стороне).

Если звезда эволюционирует миллиарды лет, то с появлением жизни на планетах эволюция ускоряется на порядки. Растения и животные создают себя стремительно, поглощают и выделяют энергию буквально мгновенно, живут недолго, видоизменяются очень быстро. С появлением социальной формы материи эволюция ускоряется еще на порядки – в том смысле, что за считанные годы цивилизация может преобразовать окружающую материю и потребить и выделить энергию в огромных масштабах и с бешеной скоростью. Предел сегодня – водородная бомба: мы приблизились к звездному способу преобразования материи и энергии.

(Это изложено в ряде книг, первая – «Все о жизни» - вышла в 1998 году и выдержала десятки изданий, общий тираж около миллиона экземпляров. Четырехтомник «Энергоэволюционизм» представлялся на Лондонской книжной ярмарке в 2011 году.)

В парадигме энергоэволюционизма открываются базовые принципы глобализации. Любая социальная система стремится к экспансии, к максимальной значимости. Экспансия военная сегодня сменилась экономической и информационной. Западная матрица форматирует мир по своему образцу и без войн. И степень мирового объединения будет зависеть не от гуманизма, а от производственной эффективности созданной системы. Больше даст глобализация – движемся к ней, потом станет выгоднее раздробиться – разделимся.

Очень важно: рост производства зависит не от нужды в товарах, не от удовлетворения потребностей людей – а от объективного, вселенского стремления к максимальной переработке материи и энергии. Это необходимо понять! Этот объективный закон развития не зависит от воли людей. Деятельность человечества – это острие эволюции Вселенной.

– Что вы думаете о своей концепции энергоэволюционизма в контексте современных научных данных, отражает ли она объективную реальность?

– Именно она и отражает. В чем коренная ошибка экзистенциализма? Он основывается на уровне психологии человека. А это – не базовый уровень познания. В чем ошибка всех видов современного неомарксизма, фрейдомарксизма и т.д.? Они базируются на благих представлениях о гуманной сущности человека, не в силах подтвердить это научно и ссылаясь на частные случаи и суждения. Это относится, на мой взгляд, ко всем течениям лингвистического, семантического, аналитического направлений, социальной философии и т.д. Строго говоря, это все внутрифилософские вспомогательные разработки. Ни одна из них не стоит на твердой скале бесспорных фактов. Энергоэволюционизм – это развитие позитивизма, инструментализма, в основе его натурфилософский подход на базе современного естествознания.

Человек – часть Вселенной, ее порождение и ее орудие. Человек состоит из атомов, возраст которых – около 4,5 млрд лет. За эти миллиарды лет эти атомы не раз комбинировались во все более сложные и энергопотентные структуры и не раз распадались: это и есть суть эволюции.

Космическая эволюция и эволюция неорганической материи – первый этап, эволюция органической материи, биологическая – второй этап, социальная эволюция – третий этап. Это звенья одной цепи, и здесь действуют законы одной Вселенной. Рассматривать любой этап или его часть без учета остальных – элементарная ошибка.

Все, что появлялось в последние десятилетия – развитие теории систем, синергетика, исследования психической деятельности человека, поведенческая экономика – укладывается в модель энергоэволюционизма и подтверждают ее.

– Благодарим за Ваши содержательные ответы и надеемся на продолжение творческого сотрудничества.

Актуальное интервью