Российским философским обществом (РФО) уже более 20 лет ведутся исследования и обсуждения глобальных проблем развития человечества, проводятся регулярные семинары-обсуждения студентами и аспирантами МГУ с приглашением ведущих ученых в разных областях знания. Результаты этих междисциплинарных обсуждений затем размещаются на научно-образовательном и информационном интернет-портале, который функционирует под эгидой ФГП МГУ имени М. В. Ломоносова.
Следует отметить, что эта, безусловно, очень важная и масштабная работа была инициирована в 2002 г. и ведется под руководством первого вице-президента РФО д.ф.н., проф. МГУ А.Н. Чумакова с целью дальнейшей популяризации результатов междисциплинарных исследований в области глобалистики.
28 февраля с.г. состоялся очередной такой семинар на тему: «НООСФЕРА В.И. ВЕРНАДСКОГО И ДОЛГОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ», с одновременной онлайн-трансляцией, где основным докладчиком выступил А.М. Тарко, доктор физико-математических, профессор, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН.
Это был чрезвычайно интересный и содержательный доклад, где приводилась информация об истоках теории ноосферы и глобальных экологических проблемах в современных подходах к ее пониманию и решению. В частности, докладчик приводил весьма интересные данные по существующим климатическим трендам и трендам экономического развития развитых и развивающихся стран и говорил о том, что цели Парижского соглашения по климату не будут реализованы в 21-м века, и по сути являются набором благих намерений. Их решение, по мнению докладчика — это вопрос более отдаленного будущего.
В свете современных геополитических вызовов и угроз затрагивалась проблема и вероятность ядерной войны и выживания человечества, если таковая случится, а также новых пандемийных рисков, угрожающих будущему человечества.
Весьма интересными были и последовавшие затем дискуссии по обсуждению представленного доклада маститыми учеными и специалистами разных областей знания, интересующимися проблемами ноосферы много лет.
Однако самым интересным в представленном докладе было наличие двух концептуальных подходов к пониманию учения о ноосфере. Так, в презентации докладчика отмечалось, «В начале 20-х годов 20-го века учение о ноосфере разрабатывали Эдуард Ле Руа, Теяр де Шарден и В.И.Вернадский. Мы можем отмечать столетие 3-х теорий о ноосфере. В.И.Вернадский был геологом и стремился найти материальную связь ноосферы с деятельностью человека. Э.Ле Руа и Т. де Шарден видели в ноосфере главным явление соединения с Богом…
Ле Руа и де Шарден были убеждены, что ноосфера – это телеологическое понятие, т.е. имеющее предопределенную цель, и она обязательно должна реализоваться. Телеологические взгляды использовали защитники идеи целесообразности, устанавливаемой Богом.
В.И.Вернадский был убежден, что ноосфера обязательно должна возникнуть. Он не был верующим. Он писал в своих научных трудах, что ноосфера – это открытое им явление, что оно возникло из биосферы, благодаря деятельности человека, что обязательное наступление ноосферы является выводом.»
По этому вопросу в презентации приводилась цитата В.И.Вернадского, отражающая его атеистические взгляды: «Я не вижу в мире проявлений Бога и думаю, что это вошло в представление человечества не научным путем и явилось следствием неправильного толкования окружающей нас природы.»
Таким образом, можно констатировать наличие двух концептуальных подходов к пониманию учения о ноосфере – идеалистического, где фактор Божественного проявления изначально является доминирующим, который можно видеть в воззрениях французских мыслителей Эдуарда Ле Руа и Теяр де Шардена.
И материалистически-атеистический или естественнонаучный, который изначально отрицает Бога, что и нашло отражение во взглядах В.И.Вернадского и приводимой выше его цитате. И этот подход является доминирующим в современной науке, что также нашло свое отражение в высказанных точках зрения участников семинара, в последовавшей затем дискуссии.
Весьма интересно, что как докладчик, так и сами участники дискуссии, затруднились ответить на вопрос – когда же человечество сможет преодолеть существующие вызовы и угрозы и наконец действительно построить ноосферное общество, о котором думали и инициировали упомянутые мыслители начала 20-го века.
В ходе дискуссий автором этих строк было высказано мнение, что решение проблемы видится в том, когда будет преодолено различие между этими концептуальными подходами выказанными еще основоположниками учения о ноосфере.
Другими словами, когда представители религии и науки смогут выработать единый взгляд и понимание проблему формирования ноосферного общества с соответствующим понятийным аппаратом.
Также было высказано мнение, что такой подход можно разработать на основе космофилософии – оригинальной системы взглядов отечественного мыслителя М.Мусабаева, о которой писалось в ряде авторских статей, а также говорилось в недавней видеолекции, которую также можно найти в Сети.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что теоретическими проблемами биосферы и ноосферы автор интересовался со студенческих лет, как и многими другими философскими проблемами естествознания, продолжая интересоваться ими на протяжении всей профессиональной карьеры в сфере экологии, а также гуманитарными проблемами человеческого бытия в целом. И только в рамках космофилософии стал находить системные ответы на эти весьма многосложные вопросы.
Следует отметить, что эта, безусловно, очень важная и масштабная работа была инициирована в 2002 г. и ведется под руководством первого вице-президента РФО д.ф.н., проф. МГУ А.Н. Чумакова с целью дальнейшей популяризации результатов междисциплинарных исследований в области глобалистики.
28 февраля с.г. состоялся очередной такой семинар на тему: «НООСФЕРА В.И. ВЕРНАДСКОГО И ДОЛГОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ», с одновременной онлайн-трансляцией, где основным докладчиком выступил А.М. Тарко, доктор физико-математических, профессор, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН.
Это был чрезвычайно интересный и содержательный доклад, где приводилась информация об истоках теории ноосферы и глобальных экологических проблемах в современных подходах к ее пониманию и решению. В частности, докладчик приводил весьма интересные данные по существующим климатическим трендам и трендам экономического развития развитых и развивающихся стран и говорил о том, что цели Парижского соглашения по климату не будут реализованы в 21-м века, и по сути являются набором благих намерений. Их решение, по мнению докладчика — это вопрос более отдаленного будущего.
В свете современных геополитических вызовов и угроз затрагивалась проблема и вероятность ядерной войны и выживания человечества, если таковая случится, а также новых пандемийных рисков, угрожающих будущему человечества.
Весьма интересными были и последовавшие затем дискуссии по обсуждению представленного доклада маститыми учеными и специалистами разных областей знания, интересующимися проблемами ноосферы много лет.
Однако самым интересным в представленном докладе было наличие двух концептуальных подходов к пониманию учения о ноосфере. Так, в презентации докладчика отмечалось, «В начале 20-х годов 20-го века учение о ноосфере разрабатывали Эдуард Ле Руа, Теяр де Шарден и В.И.Вернадский. Мы можем отмечать столетие 3-х теорий о ноосфере. В.И.Вернадский был геологом и стремился найти материальную связь ноосферы с деятельностью человека. Э.Ле Руа и Т. де Шарден видели в ноосфере главным явление соединения с Богом…
Ле Руа и де Шарден были убеждены, что ноосфера – это телеологическое понятие, т.е. имеющее предопределенную цель, и она обязательно должна реализоваться. Телеологические взгляды использовали защитники идеи целесообразности, устанавливаемой Богом.
В.И.Вернадский был убежден, что ноосфера обязательно должна возникнуть. Он не был верующим. Он писал в своих научных трудах, что ноосфера – это открытое им явление, что оно возникло из биосферы, благодаря деятельности человека, что обязательное наступление ноосферы является выводом.»
По этому вопросу в презентации приводилась цитата В.И.Вернадского, отражающая его атеистические взгляды: «Я не вижу в мире проявлений Бога и думаю, что это вошло в представление человечества не научным путем и явилось следствием неправильного толкования окружающей нас природы.»
Таким образом, можно констатировать наличие двух концептуальных подходов к пониманию учения о ноосфере – идеалистического, где фактор Божественного проявления изначально является доминирующим, который можно видеть в воззрениях французских мыслителей Эдуарда Ле Руа и Теяр де Шардена.
И материалистически-атеистический или естественнонаучный, который изначально отрицает Бога, что и нашло отражение во взглядах В.И.Вернадского и приводимой выше его цитате. И этот подход является доминирующим в современной науке, что также нашло свое отражение в высказанных точках зрения участников семинара, в последовавшей затем дискуссии.
Весьма интересно, что как докладчик, так и сами участники дискуссии, затруднились ответить на вопрос – когда же человечество сможет преодолеть существующие вызовы и угрозы и наконец действительно построить ноосферное общество, о котором думали и инициировали упомянутые мыслители начала 20-го века.
В ходе дискуссий автором этих строк было высказано мнение, что решение проблемы видится в том, когда будет преодолено различие между этими концептуальными подходами выказанными еще основоположниками учения о ноосфере.
Другими словами, когда представители религии и науки смогут выработать единый взгляд и понимание проблему формирования ноосферного общества с соответствующим понятийным аппаратом.
Также было высказано мнение, что такой подход можно разработать на основе космофилософии – оригинальной системы взглядов отечественного мыслителя М.Мусабаева, о которой писалось в ряде авторских статей, а также говорилось в недавней видеолекции, которую также можно найти в Сети.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что теоретическими проблемами биосферы и ноосферы автор интересовался со студенческих лет, как и многими другими философскими проблемами естествознания, продолжая интересоваться ими на протяжении всей профессиональной карьеры в сфере экологии, а также гуманитарными проблемами человеческого бытия в целом. И только в рамках космофилософии стал находить системные ответы на эти весьма многосложные вопросы.
Исмаил Даиров
29.02.2024